gazya.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра организации здравоохранения, экономики и социальной работы


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

заочной формы обучения

по направлению подготовки бакалавра

080100.62 экономика


Ставрополь, 2014

УДК 330.837.1 (075.8)

ББК 65.010.11 я 73

И 71
Институциональная экономика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавра 080100.62 – Экономика. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2013. - 67 с.

Составители:

доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н., доцент Н.В. Алексеева;

доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Ю.И.Германова;

ст. преп. кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. О.А. Воропинова.
Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и примерной программы по дисциплине «Институциональная экономика» и включает в себя краткое содержание учебного курса, планы проведения лекций, семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, темы, выносимые на самостоятельное изучение, тестовые задания, тематику контрольных работ, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к зачету.
Рецензенты:

заведующая кафедрой экономики и финансового права филиала Российского государственного социального университета в г.Ставрополе, к.э.н., доцент Р.В. Мирошниченко;

проректор по финансовой работе Ставропольского государственного медицинского университета, к.э.н. Е.В. Иванова.
УДК 330.837.1 (075.8)

ББК 65.010.11 я 73

И 71
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ

© СтГМУ, 2014



ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие




Цели и задачи дисциплины

4

Место дисциплины в структуре ООП

5

Требования к результатам освоения дисциплины

6

Объем дисциплины и виды учебной работы

7

Содержание дисциплины «Институциональная экономика»

8

Содержание разделов дисциплины

9

Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

10

Распределение часов по семестрам и темам

10

Планы лекций

11

Планы семинарских занятий

12

Общие требования к написанию контрольной работы

13

Варианты контрольных работ

14

Вопросы к зачету и написанию контрольной работы по дисциплине «Институциональная экономика»

15


Тестовые задания по дисциплине «Институциональная экономика»

17

Рекомендации по подготовке к выполнению контрольной работы

42

Глоссарий

44

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

65

Материально-техническое обеспечение дисциплины

66

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

66

Приложения

67

Предисловие

Институциональная экономика – одна из фундаментальных дисциплин, формирующих профессиональное мышление экономиста, дающий студенту инструментарий для практической работы.

Дисциплина «Институциональная экономика» является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов, способствует формированию теоретических знаний, даёт представление об основных понятиях институциональной экономики, возможности их применения для анализа институтов современной экономики, о том какие стимулы создаёт институциональная среда, как институты общества влияют на поведение людей, а, следовательно, и на богатство общества.
1. Цели и задачи дисциплины

Цель учебной дисциплины «Институциональная экономика» состоит в обеспечении теоретической базы профессиональной подготовки бакалавра в области экономических наук на основе изучения основных понятий и концепций институциональной теории, текущих тенденций развития институционального анализа, формирование у студентов способностей к анализу нестандартных ситуаций, возникающих в ходе трансформации общественной структуры, а также практических умений моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных рамках. Без знания этой дисциплины не получится высокообразованного, широко мыслящего компетентного специалиста, понимающего суть экономических процессов и причин успехов или неуспехов хозяйственного развития.

Задачи изучения дисциплины:

– дать представление о месте и роли институционального анализа в системе экономических наук;

– сформировать у студентов целостное представление о содержании, направлениях и аналитическом инструментарии институционального развития экономики;

– продемонстрировать возможности использования институционального аппарата для анализа широкого спектра экономических проблем;

– выработать у студентов практические навыки самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода;

– познакомить студентов с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках институциональной экономической теории;

– приобрести навыки приложения изучаемых концепций и методов к анализу и решению проблем современной экономики;

– научить ориентироваться в арсенале средств теоретического анализа социально-экономических проблем, осуществлять выбор инструментария, адекватного решаемым задачам;

– выработать у студентов навыки практического решения задач институционального анализа.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Институциональная экономика» относится к блоку общепрофессионального цикла, базовая часть (Б3.Б6).

Основные входные навыки, которыми должен обладать студент, для изучения данной дисциплины.

Дисциплина «Институциональная экономика» относится к теоретическим дисциплинам, обеспечивает расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, сформированных в ходе изучения курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Право», «История экономических учений», «Социология». Дисциплина предназначена для студентов, имеющих базовые знания, необходимые для освоения данной дисциплины и приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин.

Дисциплина «Институциональная экономика» выполняет систематизирующую функцию и играет важную роль в формировании профессиональных способностей и личностных качеств бакалавра. Данный курс направлен на соединение дисциплин, образующих ядро классического экономического образования и современной социальной теории и методологии; ориентирован на реальные проблемы современного российского общества; на изучение и осмысление проблем современной российской экономики, овладение навыками анализа и формирования современной среды хозяйственной деятельности, создавая тем самым теоретическую базу для дальнейшего изучения дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации», а также формирования разделов производственной и преддипломной практик и выпускной квалификационной работы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).
Матрица формирования компетенций, знаний, умений, владений

Наименование разделов дисциплины

В результате изучения дисциплины «Институциональная экономика» студенты должны

ОК 1

ОК 4

ПК 6

ПК 9

Знать

Уметь

Владеть

Тема 1

+

+

+




1,2,3

2

2

Тема 2

+

+

+

+

1,2,3

1,2,3,4

2,3

Тема 3

+

+

+

+

1,2,3

1,2,3,4

1,2,3

Тема 4

+

+

+

+

1,2,3

1,2,3

1,2,3

В результате изучения дисциплины «Институциональная экономика» обучающиеся должны:


Знать:

1. Основные понятия и концепции институциональной теории.

2. Текущие тенденции развития институционального анализа.

3. Многообразие процессов, происходящих в глобализирующемся мире.


Уметь:

1. Применять на практике полученные знания при анализе формальных и качественных моделей институциональной тематики.

2. Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий.

3. Использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально-значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач.

4. Находить эффективные организационно-управленческие решения.
Владеть:

1. Специальной экономической терминологией.

2. Навыками самостоятельного освоения новых знаний, профессиональной аргументацией.

3. Методологией экономического исследования.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕТ), 72 часа



п/п


Вид учебной работы

Всего

часов


Семестр

6

1.

Аудиторные занятия,

6

6




в том числе:










лекции (Л)

2

2




практические занятия (ПЗ)










семинары (СЗ)

4

4

2.

Самостоятельная работа (СРС),

62

62




в том числе:










контрольная работа

10

10

3.

Вид промежуточной аттестации

Зачет

4

4


4.

Общая трудоемкость

72

72


5. Содержание дисциплины

«Институциональная экономика»
5.1. Содержание тем дисциплины

Тема 1. Истоки институционализма. Теория институтов

Становление исторической школы институционализма. Основные традиционные институционалисты. Социология как целостная теория. Обусловленность действий людей институтами. Институты как возможные основы или единицы анализа. Обычаи как институты. Новая институциональная экономика: методологические основания. Понятие транзакционных издержек. Человек как контрактор. Институты и обычаи. Новейший институциональный подход: методологические основания. Развитие институционально-эволюционной теории. Взаимосвязь между обществом и экономикой. Понятие набора институциональных ограничений. Понимание института согласно старого институционализма, новой институциональной экономики и новейшего институционального подхода. Свойства институтов в рамках новейшего институционального подхода. Формальные и неформальные институты. Система отношений институционализма и неоклассики. Теоретические подходы к изучению институциональной структуры общества. Неоклассика и неоинституционализм: единство и различия. Концепции конвергенции, постиндустриального, пост экономического общества, экономика глобальных проблем. Французская экономика соглашений. Контрактная парадигма Дж. Коммонса. Теория прав собственности и теория общественного выбора: институциональная среда деятельности экономических организаций; институциональная среда деятельности индивидов и организаций в общественном секторе. Теория агентов. Классификация институциональных концепций. Конституционная экономика. Теория экономической политики. Экономика права. Новая экономическая история.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавра
1043.52kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению №030900 Юриспруденция, квалификация бакалавр
829.56kb.
Учебно-методическое пособие разработано старшим преподавателем кафедры экологии и природопользования, кандидатом биологических наук Т. В. Денисовой
619.14kb.
Рабочая программа для студентов очной формы обучения направление подготовки 230400. 62 «информационные системы и технологии»
854.77kb.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»
822.57kb.
Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
726.04kb.
Т. М. Ожерельева 2011 г
328.5kb.
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту (экзамену) для студентов заочной формы обучения
437.29kb.
Учебно-методическое пособие по курсу «управление банковским продуктом»
352.92kb.
Учебно-методическое пособие для контроля знаний студентов, обучающихся по специальностям 1-74 03 01«Зоотехния» и1-74 03 02 «Ветеринарная медицина»
434.15kb.
Учебно-методическое пособие Cаратов 2011 Б53 Диканев Т. В спектральный анализ сигналов. Учебно-методическое пособие для студентов факультета нано- и биомедицинских технологий. Саратов, 2011. 24 с
242.38kb.
Основы сварочного производства
361.58kb.