gazya.ru   страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15
скачать файл

2.9. Исследование влияния транспортных дорог
на фауну


Цель: сформировать умения исследовать влияние автомобильных дорог на фауну; выявить животных, более устойчивых к антропогенному воздействию.

Оборудование: сачок, ватные матрасики, морилки, эфир или хлороформ (100 мл), формалин (300 мл), часы, полиэтиленовые пакеты, полевой дневник, ручка или карандаш, определители позвоночных и беспозвоночных животных; для лабораторных исследований: бинокуляр, линейки, пинцеты, препаровалъные иглы.

Методические рекомендации

Подавляющая часть автомобильных дорог с интенсивным движением транспорта проходит по участкам, которые являются биотопами для различных, в том числе редких или охраняемых видов животных и растений. Дороги оказывают отрицательное опосредованное воздействие на близлежащие биоценозы. От столкновения с автомашинами на дорогах погибают позвоночные и беспозвоночные животные. Исследование целесообразно проводить на шоссейных дорогах за пределами города.



Ход работы

Задание 1. Полевые исследования.

1. Выберите участок дороги с интенсивным двусторонним движением транспорта. Желательно, чтобы учетная трансекта включала разнообразные биоценозы (дубравы, боры, луга, антропогенные ландшафты). Протяженность трансекты может составлять 3 км. В полевом дневнике записшите исходные данные, подсчитайте количество автомобилей, проходящих по данному участку за 10 минут. Определите среднюю скорость движения транспорта.

2. Медленно продвигаясь по обочине дороги, соберите всех сбитых автомобилями беспозвоночных животных или их части. Видовые названия позвоночных животных, отмеченных на автодороге, занесите в полевой дневник с указанием частоты встречаемости каждого вида на трассе. При затруднении видового определения животных помещают в полиэтиленовые пакеты, смачивая формалином, или в сосуды с формалином
и затем переносят в лабораторию для дальнейшего исследования.

4. Проведите наблюдения для выявления комплекса видов позвоночных и беспозвоночных животных, связанных с автотрассой трофическими отношениями. Составьте трансформированные цепи и сети питания, укажите количество видов, питающихся сбитыми на дороге животными.

5. Проведите наблюдения для выявления особенностей поведения придорожных видов животных.

6. Проведите учет беспозвоночных животных в каждом из прилегающих к дороге биоценозов (по обе стороны от дороги). Учетное кошение сачком проводить на удалении 200—250 м, 100—150 м от дороги


и вплотную к обочине. Собранный материал заморите с помощью эфира или хлороформа, разместите на отдельных ватных матрасиках, снабдив соответствующей этикеткой.

Задание 2. Лабораторные исследования.

1. Разберите насекомых по видовой принадлежности, используя определители животных, бинокуляр, чашки Петри, пинцеты и препаровальные иглы.

2. Определите вид животных, найденных в лесной подстилке, используя определители почвенных животных и определители беспозвоночных животных. Лесную подстилку разбирите мелкими порциями в чашках Петри или на листах белой бумаги, используя бинокуляр, пинцеты и препаровольные иглы. Найденных животных или определяют живыми и затем вместе с подстилкой увозят обратно в лес, или фиксируют в спирте или 4%-м формалине. Животных каждой учетной площадки помещают
в отдельный флакон, который снабжают этикеткой.

3. Определите виды сбитых беспозвоночных животных, используя определители.

4. Сравните фауну близлежащих к дороге территорий и видовой состав животных, сбитых на дороге.

5. Сделайте выводы об изменении качественного и количественного состава животных наземно-воздушной фауны и обитателей лесной подстилки.

6. Сделайте выводы о трансформации цепей питания животных в придорожной зоне и об особенностях пищевого поведения некоторых представителей исследуемой фауны.

7. Сделайте общий вывод в полевом дневнике об элиминирующей роли автодорог в природных экосистемах. Осветите следующие вопросы:

1) Основные типы влияния автомагистралей на окружающую среду.

2) Случайна ли гибель животных на автотрассах.

3) Как уменьшить или предотвратить гибель животных на дорогах.
Список рекомендуемой литературы: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 16, 19, 20.

Заключение

Важнейшие экологические проблемы современности определяют необходимость особого, нового отношения человека к окружающему миру. Но сколько бы знаний ни пытаться передать молодому поколению, они возможно останутся невостребованными, если только не будут подкреплены практическими исследованиями непосредственно в природе. Важны не только практические знания, но и умение наблюдать, видеть, проводить собственные исследования, логично мыслить и принимать правильные решения. Этому можно и нужно учить.



Такая цель ставилась при создании данного пособия. Молодому поколению необходимо осознать, что каждый лист растения, капля росы, каждый червячок, муравей, да и сам человек — удивительные объекты природы, полные тайн, которые интересно познавать, необходимо любить и охранять.
скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
726.04kb.
Учебно-методическое пособие разработано старшим преподавателем кафедры экологии и природопользования, кандидатом биологических наук Т. В. Денисовой
619.14kb.
Л. Н. Андрейченко. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография / Под ред. Г. Г. Инфантовой и Н. А. Сениной. М.: Флинта, 2003
2886.57kb.
Учебно-методическое пособие по курсу «управление банковским продуктом»
352.92kb.
Учебно-методическое пособие Cаратов 2011 Б53 Диканев Т. В спектральный анализ сигналов. Учебно-методическое пособие для студентов факультета нано- и биомедицинских технологий. Саратов, 2011. 24 с
242.38kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению №030900 Юриспруденция, квалификация бакалавр
829.56kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история
745kb.
Учебно-методическое пособие для практических занятий по курсу «Учение о фациях» для студентов геологического факультета
720.94kb.
Решение задач по генетике Учебно-методическое пособие
470.01kb.
Основы сварочного производства
361.58kb.
Словарь специализированных терминов по дисциплине «Инструментальные методы анализа»
590.65kb.
Учебно-методическое пособие для контроля знаний студентов, обучающихся по специальностям 1-74 03 01«Зоотехния» и1-74 03 02 «Ветеринарная медицина»
434.15kb.