gazya.ru   страница 1страница 2страница 3 ... страница 14страница 15
скачать файл

1. Краеведение

1.1. Определение полуденной линии


Цель: сформировать умения ориентироваться по солнцу, определять полуденную линию, высоту полуденного солнца над горизонтом.

Оборудование: гномон (ровный шест длиной 1—1,5 м), вертикальный угломер-эклиметр или транспортир с отвесом, тонкая рейка или отрезок шпагата длиной 2 м.

Методические рекомендации

В течение года высота солнца над горизонтом изменяется: 22 июня — в день летнего солнцестояния — оно занимает самое высокое положение, 22 декабря — в день зимнего солнцестояния —– самое низкое, а в дни равноденствия — 21 марта и 23 сентября — промежуточные. В Северном и Южном полушариях изменение высоты полуденного солнца имеет противоположную направленность.



Ход работы

Задание 1. Определение полуденной линии.

На ровной площадке ближе к полудню вертикально установите гномон. Зафиксируйте первым колышком конец падающей от него тени и радиусом (точка 1), равным длине тени и очертите другим колышком окружность. Внимательно следите за тем, как тень будет укорачиваться. Через определенное время тень начнет удлиняться и второй раз коснется окружности, но уже в другой точке (точка 2) (см. рис. 1) [19].



Рис. 1. Определение полуденной линии
В
торой колышек вбейте в эту точку. Натяните шпагат от первого колышка ко второму колышку. Найдите середину этого отрезка. Вбейте третий колышек. Соедините этот колышек шпагатом с основанием гномона. Это будет полуденная линия, которая показывает направление на север и совпадает с местным меридианом. Проверьте направление по компасу.

Задание 2. Определение высоты стояния солнца над горизонтом.

Установите рейку так, чтобы она одним концом упиралась в основание третьего колышка, а другим легла на верхний конец гномона, образовав угол с горизонтальной поверхностью. Определите его величину с помощью эклиметра или вертикального угломера. Таким образом вы определите высоту солнца над горизонтом в полдень.



Задание 3. Ответьте на вопросы.

  1. Как изменяется высота солнца над горизонтом в течение суток
    и года?

  2. Определите по часам время солнечного полудня. Совпадает ли время полудня (12 ч) с солнечным? Объясните причину.

Список рекомендуемой литературы: 2, 3, 11, 12, 19, 21.

1.2. Ориентирование в пространстве


Цель: научить приемам ориентирования в пространстве по местным признакам и компасу.

Оборудование: компас, мерная лента или 15-метровая рулетка, часы наручные механические, дальномер школьный, планшет.

Методические рекомендации

Ориентирование в пространстве — это определение на местности своего местоположения или точки стояния относительно сторон горизонта, окружающих объектов местности, а также направлений и расстояний движения.

Ориентирование в пространстве включает:

1) соотнесение реальной местности с планом и картой;

2) определение на местности сторон горизонта и своего положения по отношению к объектам местности: населенному пункту, реке, железной дороге и т. д.;

3) определение расстояния на местности и их графическое выражение на бумаге.

4) выбор необходимого направления движения.

Ход работы

Задание 1. Определение направления сторон горизонта по компасу.

Самым точным способом общего ориентирования на местности является ориентирование по компасу. Для того чтобы определить направление сторон горизонта по компасу необходимо сделать следующее:



  1. удалить на расстояние 1—2 м от компаса все металлические предметы;

  2. установить компас в горизонтальной плоскости на ладони или планшете;

  3. вращая компас в горизонтальной плоскости, добиться совмещения северного конца магнитной стрелки компаса с буквой С. В этом положении компас сориентирован и теперь по нему можно определять стороны горизонта.

Задание 2. Ориентирование по солнцу с помощью часов.

С помощью наручных механических часов вы можете определить направление линии север — юг в данный момент времени. Для этого необходимо сделать следующее:



  1. положить часы в горизонтальной плоскости и направить часовую стрелку на солнце;

  2. мысленно построить угол между маленькой часовой стрелкой
    и цифрой 11 на циферблате часов. Биссектриса этого угла и будет местным меридианом.

Список рекомендуемой литературы: 3, 11, 19, 21.
скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
726.04kb.
Учебно-методическое пособие разработано старшим преподавателем кафедры экологии и природопользования, кандидатом биологических наук Т. В. Денисовой
619.14kb.
Л. Н. Андрейченко. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография / Под ред. Г. Г. Инфантовой и Н. А. Сениной. М.: Флинта, 2003
2886.57kb.
Учебно-методическое пособие по курсу «управление банковским продуктом»
352.92kb.
Учебно-методическое пособие Cаратов 2011 Б53 Диканев Т. В спектральный анализ сигналов. Учебно-методическое пособие для студентов факультета нано- и биомедицинских технологий. Саратов, 2011. 24 с
242.38kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению №030900 Юриспруденция, квалификация бакалавр
829.56kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история
745kb.
Учебно-методическое пособие для практических занятий по курсу «Учение о фациях» для студентов геологического факультета
720.94kb.
Решение задач по генетике Учебно-методическое пособие
470.01kb.
Основы сварочного производства
361.58kb.
Словарь специализированных терминов по дисциплине «Инструментальные методы анализа»
590.65kb.
Учебно-методическое пособие для контроля знаний студентов, обучающихся по специальностям 1-74 03 01«Зоотехния» и1-74 03 02 «Ветеринарная медицина»
434.15kb.