gazya.ru страница 1страница 2
скачать файл

МОУ Сурменевская СОШ


Образовательная область «Обществознание»
Интегрированный курс «Краеведение»
Учебно-тематическое планирование

Паластрова Галина Васильевна учитель географии, биологии, краеведения
2009 г.

Учебно-методическое обеспечение основного общего образования

Образовательная область «Обществознание»

Интегрированный курс «Краеведение»


Класс

Учебная программа

Учебники, учебные пособия

Методические пособия

Дидактические материалы

Материалы для контроля

6

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 6 класс (35 час.) – Челябинск: АБРИС, 2008



Дерягин В.В., Гитис М.С.

Краеведение. Челябинская область. 6 класс: Учебник.- Челябинск: АБРИС, 2009.

Драгунов А.В., Моисеев А.П.,

Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007

Электронное приложение - презентации


Никонова М.А. Краеведение : учеб. пос. для высш. пед. заведений.-Академия, 2009.- 192 с.

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.

Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас – Челябинск: АБРИС, 2008.- 32 с.

Челябинская область Верхнеуральский район: Тетрадь юного краеведа.- АБРИС, 2004

Контурные карты

Челябинская область Верхнеуральский район: Тетрадь юного краеведа.- АБРИС, 2004




Кузнецов В.М., Гитис М.С., Маркова А.С.

Контрольные работы по краеведению.6-7 класс// Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от04 мая 2007 г. №243



7

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 7 класс (35 час.) – Челябинск: АБРИС, 2008



Краеведение. Челябинская область. 7 класс.; учебник для основной школы/ под ред. Г.С.Шкребня.-

Челябинск: АБРИС, 2009.- 144с.

Гитис М.С. «Краеведение Челябинской области, 7 класс», - электронное приложение, Челябинск, ЧИППКРО, 2009


Методика преподавания региональной географии в школе. Учебное пособие для учителей географии и студентов географических специальностей высших педагогических учебных заведений.- АСТ. Астрель. Москва. 2003

Гитис М.С.

Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.

Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас – Челябинск: АБРИС, 2008.- 32 с. Челябинская область Верхнеуральский район: Тетрадь юного краеведа.- АБРИС, 2004

Контурные карты

Челябинская область Верхнеуральский район: Тетрадь юного краеведа.- АБРИС, 2004


Кузнецов В.М., Гитис М.С., Маркова А.С.

Контрольные работы по краеведению.6-7 класс// Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от04 мая 2007 г. №243



8

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 8 класс (35 час.) – Челябинск: АБРИС, 2008



Алеврас Н.Н, Конюченко А.И.

История Урала (11-18 вв): учебник (10-11 классы).- Челябинск: ЮУКИ, 2008.—640 с.

Кузнецов В.М.. «Краеведение Челябинской области, 8 класс», - электронное приложение, Челябинск, ЧИППКРО, 2009


Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С.

История Урала: Методическое пособие для учителя. Учебник (10-11 классы). Челябинск: ЮУКИ, 2000.- 120 с.

Историческое краеведение. Справочное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2009


Гитис М.С.

Исторический атлас Южного Урала с контурными картами.- Челябинск: АБРИС, 2009. (в печати)

Познай свой край

Челябинская область : Контурные карты по географии. Челябинск, АБРИС, 2009



Тестовые задания

// Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С.




9

Кузнецов В.М., ред.

Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 9 класс (35 час.) – Челябинск: АБРИС, 2008



Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7 –9 классов основной школы. Челябинск: ЮУКИ, 2002. – 319 с.

Электронное приложение: видеофильмы, презентации




Маркова А.С., Малышева Т.Н., Чистякова Н.М. Уроки по изучению географии Челябинской области. Методическое пособие для учителя

Латюшин В.В. Челябинская область. Атлас – Челябинск: АБРИС, 2008.- 32 с.

Познай свой край

Челябинская область : Контурные карты по географии Челябинской области, АБРИС, 2009


Тестовые задания


Краеведение 6 класс

Пояснительная записка

Областной базисный учебный план отводит 35 часов для обязательного учебного предмета « Краеведение» из расчёта 1 учебного часа в неделю. Курс именуется «Введение в краеведение Южного Урала». В 6 классе 1 час учебного времени отводится для преподавания начального курса географии, 1 час – на изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение». Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости становится основой для развития регионального компонента географического образования, а также дополнительным источником формирования базовых географических понятий. Есть обязательные экскурсии и практические работы, большинство которых перенесено из начального курса географии.


Учебно-тематическое планирование





урока


Учебная тема, название занятия


Кол

Час


дата


Тип занятия


Вид занятия


Требования к уровню подготовки учащихся

Используемая литература, оборудование


Форма контроля






Форма контроля









Тема 1. Школа юного краеведа


7






























1

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.


1




Изучение нового

Комбиниро- ванное

Ученик должен знать, понимать:

-.изученные виды источников краеведческой информации;

- основные краеведческие понятия и термины;


Карта Челяб. обл., учебное пособие В.В.Дерягина , М.С.Гитиса «Краеведение. 6 класс»


















2

.Посёлок Сурменевский – часть России. Компоненты природы своей местности.

1




Закрепле -ние знаний

Экскурсия по центральной части посёлка

-значение понятия «Родина» для человека; объяснять связь компонентов прирды между собой

Презентация «Сурменевское сельское поселение»

Оформле -ние результа -тов экскурсии













3

Путешествие как способ познания окружающего мира


1




Изучение нового

Практичес -кая работа

-Результаты важнейших краеведческих открытий и путешествий.

Карта «Великие геогр. открытия», Атлас Челябинской области, презентация «Мои первые путешествия»

Оценка умений работать с картой













4

Ориентирование. Определение положения школы относительно сторон горизонта.

1




Закрепле -ние знаний

Практичес- кая работа на местности

-что значит «ориентирование»;

-уметь с помощью компаса определять основные стороны горизонта, ориентироваться на местности.



Атласы по географии для 6 класса, компасы

Оценка практичес-кой работы







Оценить умение пользоваться компасом




5

История открытия и исследования Южного Урала с древнейших времён до наших дней

1




Изучение нового




-знать основные даты и направления маршрутов экспедиций по Южному Уралу, имена знаменитых географов, геологов и краеведов, изучавших Южный Урал, Верхнеуральский район.

Учебник «Краеведение. 6 класс Дерягин В.В., Гитис М.С.
















6

Челябинск на карте мира. Определение географических координат п. Сурменевский, г.Верхнеуральска, г.Челябинска

1




Закрепле -ние знаний

Практичес -кая работа

- знать специфику географического положения и административно-территориального устройства Челябинской области;

Уметь показывать на карте границы и географический центр Челябинской области;

- уметь определять географические координаты административных пунктов.


Карта России, Челябинской обл., атласы Челябинской области, по географии для 6 класса

Оценка практичес-кой работы













7

Масштаб. Условные знаки, их различия. Знакомство с картой Верхнеуральского района

1




Изучение нового

Практичес -кая работа

- знать определение «масштаб», виды масштабов, условные знаки;

- уметь с помощью масштаба определять расстояния на плане и карте.



Топографич. Карты, атласы для 6 класса

Оценка практичес-кой работы







Оценочная работа







Геология и рельеф родного края

10































1

Богатства каменного пояса. Определение горных пород и полезных ископаемых южного Урала, нашего района

1




Закрепле -ние изученного

Практичес -кая работа

-знать о минеральных ресурсах нашего края;

-уметь определять названия и происхождение минералов и горных пород, добываемых на территории области, района.



Коллекции полезных ископаемых, презентации

тест













2

«Язык Земли» (топонимика форм рельефа Южного Урала).

1




Изучение нового

Комбиниро -ванное

-знать, что изучает топонимика, происхождение географических названий своего края

Шувалов «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области» , презентация

тест













3

Карта движения литосферных плит. Определение положения Южного Урала относительно районов землетрясений и вулканов.

1




Закрепле -ние знаний

Практичес -кая работа

-уметь определять положение своего края относительно районов землетрясений и вулканов.

Атлас по географии для 7 класса, атлас Челябинской области
















4,5

Естественные и искусственные обнажения горных пород. Съёмка плана местности в окрестностях школы ( в зависимости от погоды, можно перенести на конец года).

1




Закрепле -ние знаний

Практичес -кая работа

- владеть способом глазомерной съёмки и составления плана участка территории школы.

«Рабочие тетради», линейки, карандаши, ластики

Оценка практических работ













6

Как были открыты Уральские горы.

1




Изучение нового

Комбинированное

-знать изученные виды источников географической информации, происхождение названия Уральских гор

Энциклопедия «Земля Уральская»

тест







тест




7

Особенности рельефа Южного Урала

1




Изучение нового

Комбинированное

-знать историю формирования и геологическое строение Урала, Формы рельефа Верхнеуральского района, окрестностей п. Сурменевский

Справочник «Познай свой край», атлас










Контурные карты




8


Горы. Обозначение форм рельефа нашего края на контурной карте

1



Закрепление знаний


Практическая работа



-уметь обозначать на контурных картах формы рельефа области

Атласы Челябинской области, контурные карты

Оценка работы на контурной карте



Контурные карты





9


Описание рельефа Верхнеуральского района, п Сурменевский. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов, деятельности людей.



1


Закрепление знаний



Практическая работа




-знать особенности рельефа района, своих посёлков;

-понимать причины изменения природной среды в результате деятельности человека












10

Влияние рельефа на традиции, обычаи населения Южного Урала. Охрана недр.


1




Изучение нового

Комбиниро -ванное

-понимать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на местном и региональном уровне




Творческая работа










Моя малая Родина

3



























1


Челябинская область – субъект РФ. Герб, гимн, флаг. Официальные символы, памятные места нашего района

1




Изучение нового

Комбиниро -ван.

-узнавать и уметь объяснять значение официальных символов области, района.

Изображения флагов, гербов Челябинской обл., Верхнеуральско -го района; презентация «Геральдика»










2


История нашего села (2008 г. – 90 лет)

1




Изучение нового

Встреча с родственниками основателя села

- знать историю возникновения п. Сурменевский

Презентация о семье Сурменевых, потомках основателя посёлка

сочинение




Творческая работа

3


Школа – наш второй дом (2008 г.- 80 лет)

1




Изучение нового

Встреча с учителями-ветеранами

-знать историю развития образования школы, первых учителей, учеников

Школьный музейный уголок

Сочинение




Творческая работа



Край рек и озёр

5

























1


Водные богатства Южного Урала

1




Изучение нового

Комбиниро - ванное

-знать виды водоёмов Челябинской области, своего района, посёлка

Слайды о реках, озёрах области, атлас Челяб. обл., контурные карты










2


Описание рек по плану

1




Закрепление знаний

Практическая работа

-уметь пользоваться типовым планом характеристики реки;

-наблюдать за состоянием реки Куросан по временам года



Атласы Челябинской области, типовой план характеристики реки

Оценка практической работы




оценочная

3



Обозначение на контурной карте рек и озёр Челябинской области

1



Закрепление знаний


Практическая работа



-знать правила работы с контурными картами, соблюдать культуру их оформления

Атласы, контурные карты по географии Челябинской области



Оценка практической работы



оценочная






4

Топонимика рек и озёр Южного Урала

1



Закрепление знаний



Практическая работа




- знать происхождение названий водных объектов области, района, своего посёлка

Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области»













5

Использование и охрана вод

1



Повторение пройденного




конференция



- проводить самостоятельно поиск краеведческой информации;

-уметь объяснять причины изменения водоёмов во времени





Оценка выступлений учащихся











Климат и погода


6



















1

Температура воздуха. Построение графика

1



закрепление



Практическая работа




-знать причины изменения температуры воздуха в течение суток, месяца, года;

-уметь строить графики хода температур


Дневник наблюдений над погодой




Оценка практической работы




оценочная






2

Ветер. Роза ветров.

1



закрепление



Практическая работа




-знать преобладающие направления ветров своей местности по сезонам года;

- уметь строить розу ветров



Дневник наблюдений над погодой




Оценка практической работы








3

Осадки. Диаграмма осадков.

1




закрепление

Практическая работа

-знать виды осадков своей местности по сезонам года;

- уметь строить диаграмму осадков




Дневник наблюдений над погодой














4

Причины, определяющие погоду и климат на Южном Урале

1




закрепление

Практическая работа

-знать климатообразующие факторы Южного Урала

Дневник наблюдений над погодой

















5

«И небывалое бывало!» Метеонаблюдения

1




закрепление

Комбиниро-ванный урок

-знать о необычных погодных явлениях на территории Южного Урала

Калишев Б.Н. «У природы нет плохой погоды»













6

Описание погоды п.Сурменевский по календарю наблюдений

1




закрепление

Практическая работа

-уметь наблюдать за погодой, состоянием воздуха в своей местности, определять комфортные и дискомфортные параметры природных компонентов своей местности

Дневник наблюдений над погодой


Оценка практической работы




оценочная







Природные комплексы нашего края

4




























1

Растительный и животный мир Южного Урала

1




Изучение нового

Урок-путешествие по природным зонам Южного Урала

-знать представителей растительного и животного мира горно-лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала, их приспособленность к местным условиям

Матвеев А.С. «Промысловые животные», Строкова Н.П. «Удивительные растения», электронное приложение

Оценка умений узнавать распространённых на Южном Урале растений и животных




Творческая работа




2

«Осторожно, ядовитые растения, грибы!»

1




Закрепление

Конкурс плакатов

-узнавать ядовитые грибы, растения

Фотографии, муляжи, гербарные экземпляры

Оценка плакатов










3

Описание природных комплексов п.Сурменевский

1




Изучение нового

Практическая работа с выходом к плотине на реке Куросан

-уметь по плану характеризовать природный комплекс (плотина, участок берёзовой рощи, уголок школьного сквера)




Оценка практической работы




Оценочная работа




4

Занятия населения нашего села. Природоохранные мероприятия. Итоговое занятие

1




закрепление

комбинированное

-Знать виды природоохранных мероприятий в родном крае;

-уметь объяснять характер занятий жителей нашего посёлка




















Пояснительная записка к курсу «Краеведение» 7 класс «Достопримечательности Южного Урала »

(35 часов – 1 час в неделю)

Как и курс «Краеведение» в 6 классе, данный курс является интегрированным. Это логическое продолжение курсов природоведения и краеведения в 5-6 классах. Программа курса предусматривает знакомство с памятниками природного и исторического культурного наследия Челябинской области.

Обязательный раздел программы по краеведению в 7 классе – «Местные достопримечательности», который предусматривает знакомство с памятниками природы, археологии, истории, культуры, мемориалами и монументами, административными зданиями и спортивными сооружениями района, области. Краеведческий материал позволяет в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Учебно-тематический план , 7 класс



Учебная тема, название занятия

Колич. часов

дата

Вид занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Используемые литература, оборудование

контроль

1
2


Введение. Краса и гордость Южного Урала.

Введение. Беречь завещано.



Микрорегионы Челябинского Южного Урала

2
1
1




вводные

-знать изученные виды краеведческой информации, основные краеведческие понятия и термины; виды особо охраняемых природных территорий и памятников историко-культурного наследия на Южном Урале

Карты Челябинской области, атласы, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала», контурные карты Челябинской области

Текущий контроль




Южно-зауральский край

9
















1

Лесные «острова» в степном море. Карагайский гос. Заказник


1




Урок-путешествие

- уметь объяснять понятие «островной бор», показывать на карте Челябинской области

Карты Челябинской области, атласы, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала»

Контурные карты

2

Древний Даикс

1




комбинированный

-знать исторические названия реки Урал, роль её в качестве природной, историко-культурной границы

Карты Челябинской области, атласы, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала», Тетрадь юного краеведа

Текущий опрос

3

Жизнь первых южноуральцев

1




комбинированный

-уметь добывать информацию о жизни первых южноуральцев из разных источников;


Виноградов и др. «Страницы древней истории»




4

«Страна городов». Укреплённые поселения эпохи бронзы

1







-Знать места расположения поселений эпохи бронзового века

Виноградов и др. «Страницы древней истории», видеофильм «Аркаим» (фрагмент)




5

В урочище Кесене. Курганы с усами и мавзолей.

1




комбинированный

-Уметь высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях местной истории

Презентация, буклет «Туристские ресурсы Южного Урала»




6

«Город-музей». Верхнеуральск и его окрестности.

1




Заочное путешествие

-знать историю Верхнеуральска(275 лет)

видеофильм

Творческие работы

7

«На новой линии».

1




комбинированный

-знать причину возникновения «новолинейных» поселений, находить их на карте Челябинской области

Видеофильм о г. Верхнеуральске (фрагмент)




8

Город металлургов.

1




Заочное путешествие

-знать историю города(2009 г.- 80 лет), ММК сегодня

Видеофильм «ММК», энциклопедия «Официальные символы городов и районов Челябинской области»

Ответы на вопросы

9

Повторительно-обобщающий урок

1




Урок повторения, систематизации знаний







Оценка знаний всех




Горно-заводской Южный Урал

9
















1

«Крыша Южного Урала». Национальный парк Таганай

1




Урок-экскурсия

-уметь использовать различные источники краеведческой информации

презентации



2


«Сердце горного Урала». Национальный парк Зюраткуль

1




Заочная экскурсия

-уметь использовать различные источники краеведческой информации

презентация

Выступления отдельных учащихся в роли гидов

3

«Укрощение строптивой». Пороги на реке Сатка

1




Заочная экскурсия

-уметь использовать различные источники краеведческой информации оценить роль европейцев в становлении экономики Южного Урала

презентация




4

Картинные галереи каменного века, Игнатьевская пещера

1

1





Заочная экскурсия


-знать о местах пребывания древнего человека на Южном Урале

презентация




5

«Младший брат Байкала». Озеро Тургояк и остров Веры


1

1




Заочная экскурсия, встреча с учащимися и выпускниками школы



-уметь рассказывать об уникальных местах Южного Урала

Презентация, книга «Легенды Южного Урала»


Тест по изученным достопримечательностям горно-заводской зоны

6

Секрет уральского булата.- Златоуст

1




Заочная экскурсия

-Знать историю создания уральского булата, персоналии;

-уметь показывать город на карте



Презентация, книга «Официальные символы городов и районов Челябинской области»




7

Город в Золотой долине - Миасс

1




Заочная экскурсия

_ знать историю появления, развития города, его настоящее;

-уметь показывать город на карте, отметить его на контурной карте Челябинской области



Презентация, книга «Официальные символы городов и районов Челябинской области»




8

Тайны Белого дома. Кыштым

1




Заочная экскурсия

- знать историю становления уральских заводов на примере кыштымских – Верхнего и Нижнего

Презентация, книга «Символы городов и районов Челябинской области»




9

Повторительно-обобщающий урок

1













Оценить работу на уроке всех учащихся




Восточно-зауральский край

9
















1

2


«Страна здоровья. Озеро Еловое

Озёра Увильды, Кисегач



1

1





Урок-конференция с участием школьников, отдыхавших в сан. «Еловое»

- уметь показывать озёра-здравницы на карте;

-знать особенности южноуральских озёр, их происхождение, природу



М. Фонотов «Голубые зеркала Каменного пояса»

Оценить выступления учащихся

3

Главная артерия нашего края – река Миасс

1




комбинированный

-на примере реки Миасс сформировать представление о реках нашего края




Контурные карты

4

Коелгинское мраморное месторождение

1




комбинированный

-уметь показывать на карте месторождения мрамора

презентация

Оценить синквейн

5

На берегу степного океана. Троицк

1




комбинированный

-знать историю города, роль в формировании границ Челябинской области; _уметь показывать на карте







6

«Ворота города». Челябинские вокзалы

1




Заочная экскурсия

-знать об автовокзале, железнодорожном вокзале, аэропорте, их пропускных возможностях; выяснить роль вокзалов в жизни города, области

презентация




7

Уральский Танкоград

1




Комбинирова-нный, приглашение на урок библиотекаря школы Куликовой Л.Т.

-знать роль челябинского Урала в Великой Отечественной войне

«Опорный край державы», Москва. «Советская Россия», 1982

Виноградов Н.Б. Историческое краеведение. Краткий справочник



сочинения

8

«Челябинский Арбат». Народный дом. Сфера любви.Кировка.

1




Встреча с выпускниками школы – студентами Челябинских ВУЗов

-знать главные улицы Челябинска

Фотографии, презентация




9

«Уральская молния». Спортивные достижения южноуральцев.

1




комбинированный

- знать о спортивных аренах, выдающихся спортсменах, их достижениях

Презентация

Итоговое тестирование




Местный компонент

6
















1

Жемчужины Верхнеуральского района:оз. Чебачье, Б. Бугодак

1




комбинированный

- высказывать собственные суждения о состоянии водоёмов нашего района

Мухамедьянов Р.А. «На Урал-Реке»




2

Архитектура п. Сурменевского ( Дом культуры, школа, дет.сад)

1




Экскурсия по посёлку

- знать о разных типах архитектурных сооружений посёлка, времени их появления

Рассказ библиотекаря сельской библиотеки – Борисюк А.П.

Творческая работа

3

«Ходят кони над рекою…»

1




Экскурсия на конный двор

- иметь представление о породах лошадей, их биологических особенностях, секретами ухода за ними

Встреча с Зыковой С.А., работником конного двора

сочинения

4-6

Экскурсия в музей МОУ Петропавловская СОШ







Урок-экскурсия (работа в группах)

-иметь представление о трудовых и военных подвигах земляков - верхнеуральцев




Творческие отчёты групп

Итого – 35 часов










Краеведение 8 класс

Пояснительная записка к курсу «История и культура народов Южного Урала»

Программа курса предусматривает изучение истории и культуры народов Южного Урала. Есть возможность уделить внимание изучению происхождения имён и фамилий, познакомиться с историей заселения и первыми поселенцами нашего края, района, села, старейшими жителями.

Курс «Краеведение» 8 класса является подспорьем для изучения географии в 9классе в плане народных промыслов южного Урала. Есть необходимость в посещении музеев, курс даёт возможность для широкой творческой деятельности учащихся, развития самостоятельности, проявления инициативы.

Учебно-тематическое планирование 8 класс



Учебная тема, название занятия

Кол. час.

дата

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид занятия

Используемые материалы, литература, оборудование

Форма контроля




Введение. Наша Родина – Южный Урал

2
















1.

«Флаг семьи». Происхождение имён и фамилий.

1




-знать происхождение современных имён и фамилий из разных языков, уметь составлять генеалогическое древо семьи

Комбиниров.

П. Дукаревич «Моя родословная».- Ленинградское издательство, 2008

Оценить составленные родословные

2.

Первые поселенцы нашего села.

1




-знать о заселении п.Сурменевского, исторической памяти местных жителей

Урок-встреча с правнучкой первого поселенца - Голышевой Л.С..

Семейный фотоархив, родословная семей Сурменевых, Багателия, Голышевых



Конспект интервью, оценить интересные вопросы детей




Народы Южного Урала.

10
















1.

Древние жители Южного Урала :финно-угорские и иранские племена.

1




-знать основные этапы истории народов Южного Урала

Виртуальное путешествие в прошлое

Виноградов Н.Б. «Страницы древней истории»

Текущий контроль

2.

Тюркские народы: казахи, башкиры и татары.

1




-южноуральские народы в древности и средневековье




Материалы газеты «Челябинский рабочий», Интернет-сайт E – mail: school59@inbox.ru

презентация






3.

«Загадочные земляки»: тептяри, калмыки и нагайбаки.

1







Встреча с Зайцевой Т.М – представите-лем нагайбакского народа

Интернет-сайт E – mail: school59@inbox.ru,

презентация



Оценить сообщения

4.

«Братья- славяне»; русские, украинцы и белорусы.

1







Комбиниров.

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»

презентация



Макеты жилищ

5.

Южно – Уральские европейцы: немцы, поляки, евреи.

1




- знать историю появления европейцев на Южном Урале, их роль в формировании региона

Комбиниров..

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»,

презентация






6.

«Изба и юрта»: традиционные жилища и подворья.

1




- уметь отличать жилища разных народов

Урок-презентация

презентация

Оценить творческие работы

7.

«Масленица и сабантуй»: народные календари и праздники.

1




-уметь давать эмоциональную оценку праздникам

Мастер - класс

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация

Оценить участников представления праздников

8.

Народные традиции воспитания. Верхнеуральское казачество.

1




- уметь высказывать своё мнение по отношению к казачеству

Комбиниров.

Брошюра «Верхнеуральское казачество»




9.

История Сурменевского казачества (встреча с А. П. Егоровым).

1




- роль казаков в охране границ России, области, правопорядка в Сурменевском сельском поселении

Урок - встреча

Фрагмент видеофильма о Верхнеуральске, казаках




10.

«Блистайте златом, купола!» Храмы Южного Урала.

1




-иметь представление о православных храмах, мусульманских мечетях и других культовых сооружениях

Виртуальное путешествие по городским и сельским поселениям области

презентация

Оценить презентации учащихся




Народные ремесла и художественные промыслы.

9




-вызвать интерес к народным ремёслам и художественным промыслам родного края










1.

Художественная обработка растительных материалов.

1




-

Урок- выставка

Изделия из растительных материалов

Оценка изделий

2.

Художественное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание.

1







Урок - ярмарка

Образцы изделий




3.

Вязание, вышивка и кружевоплетение.

1







Мастер – класс

(совместно с учителем технологии)



Пряжа, ткань, нитки, спицы, крючки, вилки




4.

Гончарство.

1







Урок – экскурсия (посещение поселкового музея «Горенка»)

Презентация, экспонаты музея

Впечатления об экскурсии

5.

Художественная обработка камня и кости.

1







Урок - выставка

презентация




6.

Златоустовская гравюра на стали. Украшенное оружие.

1







Заочное путешествие

презентация




7.

«Узор чугунных кружев». Каслинское и кусинское литьё.

1







Заочное путешествие







8.

Лоскутное шитьё.

1







Интегрированный урок краеведение-технология

Выставка изделий сурменевских школьниц




9.

Фестиваль народного творчества. (повторительно – обобщающий урок).

1







Урок-ярмарка




Оценить работу всех активных участников




Просвещение и искусство Южного Урала.

10
















1.

Образование и просвещение на Южном Урале.

1




-знать историю развития образования, старейшие вузы; современное высшее образование, наиболее крупные вузы

конференция

Буклеты и проспекты разных учебных заведений области




2.

Наука на Южном Урале.

1




-иметь преставление о НИИ и центрах, их развитии и современном состоянии, крупнейших научных и технических достижениях

комбинированный

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»

Текущий контроль

3.

Архивы и библиотеки Южного Урала.

1




- знать историю появления и становления архивов и библиотек на Южном Урале

комбинированный

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»




4.

Музеи Южного Урала.

1




- иметь представление о крупных краеведческих музеях области, сельских, школьных музеях района

Виртуальное путешествие

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»




5.

Театральная жизнь Южного Урала.

1




- знать о ведущих театрах области, их особенностях

Поездка в театр

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»




6.

Южный Урал и кинематография.

1




-иметь представление о знаменитых режиссёрах (С.Герасимове, Н.Оболенском), актёрах




Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru»,

презентация






7.

Музыкальная жизнь Южного Урала.

1




- иметь представление о певцах, музыкантах, вокальных группах области, района

Урок- встреча (по возможности – очная с Никитой Хабиным)

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация




8.

Архитектура, скульптура, живопись.

1




- знать о ведущих скульпторах, архитекторах, художниках

конференция

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация




9.

Снимаем кино.

1







Интегрированный урок МХК - краеведение

Интернет-сайт «http//r-kray. rk -74.ru», презентация

Оценка проектов

10.

Повторительно – обобщающий урок.

1




Обобщение знаний







Оценка устных ответов




Местный (школьный) компонент

4 часа



















Поездка в Верхнеуральский краеведческий музей







- иметь представление о народах, населявших территорию района в разные времена, их быте, культуре

экскурсия




Отчёт об экскурсии






Итого: 35 часов


















скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-тематическое планирование Паластрова Галина Васильевна учитель географии, биологии, краеведения
667.37kb.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 11 классе
307.01kb.
Тематическое планирование уроков географии в 8 классе
234.93kb.
Новикова Инна Анатольевна, учитель биологии и географии
37.04kb.
Составитель(и): учитель биологии Саталова Н. П. (первая квалификационная категория) Рабочая программа по географии. 5 класс
469.13kb.
Тематическое планирование по предмету музыка Учебный год: 2009-2010 Класс: 2 Учитель: Веселова Ирина Николаевна
116.29kb.
Тематическое планирование по биологии. Составлено с учетом программы и учебника Н. И. Сонина «Биология. Живой организм»
180.78kb.
Учитель биологии и географии лицея №8
22.34kb.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
333.74kb.
Календарно-тематическое планирование «Основы православной культуры» первого года обучения. Тема года: «Мы и мир Божий вокруг нас»
119.56kb.
Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
87.05kb.
Тематическое планирование геометрия 9 класс При 2 уроках в неделю
163.32kb.