gazya.ru страница 1
скачать файл

Урок-концерт в 11 классе

Тема. Владимир Высоцкий. Судьба и творчество.

Его творчество было как крик, как стон сердца…

М. Ульянов

Кто кончил жизнь трагически,

Тот исинный поэт.

В. Высоцкий

Цели:

обучающая – познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Высоцкого;

развивающая – развивать взгляд на русскую литературу как на литературу вечных философских вопросов бытия, показать тесную связь русской литературы с социальной проблематикой, развивать творческие способности учащихся;

воспитывающая – воспитание на примере поэзии Высоцкого чувства собственного достоинства, внутренней свободы, гуманного отношения к людям.



Ход урока

  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Работа над темой урока.

  1. Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок мы посвящаем творчеству одного из самых незаурядных, своеобразных и ярких поэтов 20 века – Владимира Высоцкого. Обаятельный и глубоко любимый народом, популярный и оригинальный, он, словно метеорит, промчался над страной, ярко вспыхнув и осветив многое в полете. Но… Самый яркий и стремительный метеорит быстрее сгорает – так случилось и с поэтом… Не случайно Михаил Ульянов, известный актер, сравнил его творчество с криком или стоном сердца…

А сам Владимир Семенович в стихотворении «О поэтах и кликушах» сказал: «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт».



  1. Вопрос на восприятие

- Как вы понимаете это высказывание? Какую мысль пытается донести Высоцкий до нас?

Учитель: Нельзя понимать эту фразу буквально. Конечно, можно толковать смысл этого выражения на основе знания некоторых печальных фактов из жизни поэта. Но ведь еще Маяковский предупреждал:

Обыватель любопытен -

Все бы узнать о пиите!

Увидать в питье, в едении

Автора произведения!

И он же провозгласил: «Я поэт, и этим интересен». Давайте же не уподобимся обывателям, и постараемся понять глубину мысли, которую хотел донести до нас поэт-трибун. Я понимаю это так: в обществе всегда идет борьба между отжившим и новым. И настоящий поэт выступает глашатаем новой жизни. Путь его тернист: неизбежно столкновение с силами застоя, потому что таков удел всех новаторов. Иногда противостояние заканчивается для глашатаев нового трагически. И это неудивительно: ведь борцов за новую жизнь поначалу так мало…

Если говорить о планке в литературе – Высоцкого можно сравнить с Пушкиным. Не величие, нет, будет критерием сравнения – мастерство и самоотдача.

Ни одно произведение не было издано при жизни Высоцкого на его родине. Он не имел ни званий, ни наград, ни орденов. Но знали и любили его все.

О нем ходило много слухов. Он не был на войне, не покорял вершины, не был водителем, спортсменом, рабочим. Но почему-то, когда говорил от лица любого из персонажей – ему верили. Он не был поэтом в общепринятом смысле этого слова, не писал для развлечения публики. «Я не пишу легкую поэзию, для определенных категорий друзей, я не люблю, чтобы люди отдыхали… Моя песня – почти крик».

И мы открываем первую страницу путешествия - «На Большом Каретном…» (Фон – одноименная песня В. Высоцкого)



1 ученик

Итак, Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец, Семен Владимирович, - участник Великой Отечественной войны; мать, Нина Максимовна, переводчица с немецкого языка, работала при МВД СССР. Два года Володя провел с матерью в эвакуации на Урале. Некоторое время жил с отцом в Германии (отца перевели по службе), а потом вернулся в Москву. Юношеские годы Владимира Семеновича прошли в Большом Каретном переулке…

Будучи десятиклассником, Володя посещал драматический кружок Дома Учителя, мечтал о театральном институте, однако по совету родных поступил в московский инженерно-строительный институт. Однако вскоре принимает решение: оставить техвуз и посвятить себя театру.

Страница следующая – «Навстречу жизни»



2 ученик

Его актерский талант раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где Высоцкий работал с 1964 года и до конца жизни. Им было сыграно немало ролей. Это и Галилей, и каторжник Хлопуша, и Лопахин в «Вишневом саде», и Свидригайлов в «Преступлении и наказании». Это была его последняя премьера на Таганке.

Но самой значительной и известной ролью Владимира Семеновича осталась его роль в шекспировском «Гамлете». Образ принца Датского Высоцкий сыграл на сцене 217 раз! Его исполнение Гамлета получило высокие оценки в отечественной и зарубежной прессе. «Гамлет – моя любимая роль, - говорил Высоцкий на встречах со зрителями. – Я не играю принца Датского. В Гамлете я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким».

Высоцкий не только играл в театре, он много снимался в кино. Самые известные работы «Плохой хороший человек», «Хозяин тайги», Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Особую популярность принесли ему роли Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и Дона Гуана в «Маленьких трагедиях». Ему не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в картине «Плохой хороший человек» он был награжден призом Международного фестиваля кинематографии в Тернини (Италия) и призом Всесоюзного кинофестиваля в Ереване за роль Жеглова. В 1987 году Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР (посмертно) за цикл военных песен и достижения в кино и театральной деятельности.

Третья страница называется «Все судьбы в единую слиты…»

3 ученик

Были фильмы, спектакли, озвученные Высоцким. Однако часто у песен, написанных к фильмам, начиналась своя, отдельная, очень интересная жизнь. Они сразу шли к людям, минуя экран, со сцены. И особенно это явственно понимаешь, когда слушаешь песни, написанные о войне. Это песни о настоящих людях – сильных, мужественных, добрых. В своих дневниках Владимир Высоцкий писал: « Война всегда будет нас волновать – это такая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером».

Сам поэт лучшей песней своей этого жанра считал «Он не вернулся из боя…». В ней заключен ответ на вопрос: почему поэт, не участвовавший в войне, все же пишет о ней, вернее, не может не писать…

(Песня в исполнении ученика с гитарой)



- Чем поразила вас песня? Какое чувство возникает, когда слушаешь ее?

3 ученик

Никто из прошедших страшные испытания войны не думал, что такая ситуация может повториться в мирное время. Когда Высоцкий узнал о вводе советских войск в Афганистан, он был потрясен и возмущен. Сложить песню он не успел, но его песни военной поры перекликаются не только с прошлым, но и с будущим. Поэтому они с новой силой звучали: сначала – в Афгане, потом – в Чечне…

(Песня в исполнении ученика с гитарой «На братских могилах…»)

Следующая страница жизни – «Я не люблю…»



4 ученик

Он торопился, примерял на себя характеры и судьбы других людей – смешных и трагичных, реальных и вымышленных. Влезал в их проблемы, профессии, показывал их способ мыслить и манеру говорить. Его стихи – монологи, обращения к собеседнику. Свое жизненное и поэтическое кредо он выразил в стихотворении «Я не люблю».

(Чтение учащимся стихотворения)

- В чем особенность стихов, их необычность? Чем поражает стихотворение? (Утверждение через отрицание, отсутствие компромисса)

4 ученик

Вот из-за этой прямоты и принципиальности не терпели его власти. Было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование концертной деятельности… Не мог поэт не выступать: «Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду, только не порвите серебряные струны!» И втаптывали, и бросали, и поливали… А он отвечал новыми произведениями. Именно так появилась «Охота на волков».

(Чтение стихотворения «Охота на волков»)

- Какую аллегорию использует поэт? Кто охотники, кто волки? Почему Высоцкий использует местоимение «мы» (для него характерно «я»)?

Страница пятая – «О дружбе и любви»



5 ученик

Песни Высоцкого – это прежде всего песни настоящих людей. Людей из плоти и крови, на которых можно положиться, «как на себя самого»… Поэт терял друзей, потери ранили в самое сердце, и рождалась песня…

(Исполнение учеником под гитару «Песни о друге»)

- Каков лирический герой произведений о дружбе? Каким должен быть друг в понимании Высоцкого?

А вот Высоцкий, которого мы, к сожалению, знаем мало. Человек, который только что был сгустком пульсирующих нервов, вдруг заговорил трепетно и нежно…

(Чтение учащимся стихотворения «Баллада о любви»).

- Что значит любовь в жизни Высоцкого, судя по стихотворению?

В каких словах повторяется его отношение к этому чувству?

В мире Высоцкого только любовь делает человека личностью. Женщина для поэта – предмет поклонения и ответственной заботы. В жизни его были две самые значимые и любимые женщины. Одна из них – киноактриса Людмила Абрамова, мать его сыновей, Аркадия и Никиты.

Как-то в «Комсомольской правде» было напечатано интервью с Л. В. Абрамовой. (Инсценировка)

Журналист: Людмила Владимировна, представляете ли Вы Владимира Семеновича 60-летним?

Л. В.: Нет, конечно.

Журналист: Почему?

Л. В.: Не тогда, так через неделю, месяц, год он все равно сгорел бы. Таков накал его трагического темперамента. Лучше всех о Володе сказал Любимов: «Шаровая молния». Только молния мгновенна, а Володя был шаровой молнией 24 часа в сутки. Буднично, каждый день, 7 лет у меня под боком светила не электрическая лампа, а шаровая молния.

Журналист: Ваша артистическая карьера не состоялась. Немало женщин на Вашем месте чувствовали бы себя жертвой… Жалели бы себя, а не мужа.

Л. В.: Я его любила. Понимаете? Любила. Как своих сыновей. Володя мне даже однажды сказал, что я отношусь к нему не как к мужу, а как к старшему сыну. Возможно, это мой недостаток, но я не разделяла Володю и сыновей… Я его любила…

(Песня в исполнении ученицы «Я несла свою беду»)



5 ученик

А в 1967 году в его жизнь вошла Марина Влади. Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнущая день ото дня, обогатила обоих. Это была красивая, длившаяся много лет духовная связь двух бесконечно талантливых людей. Марина попыталась замедлить его жизненный темп – вдвоем так трудно было нестись по жизни. Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила ему жизнь. За 2 дня до смерти он написал ей в открытке, которую не успел послать: «Я жив 12 лет, тобой и Господом храним…»

(Чтение стихотворения «Мне каждый вечер зажигает свечи…»)

6 ученик:

Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А в это время в москве полным ходом шла Олимпиада, был прекрасный день, на стадионах раздавали медали и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитали это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания. Только у театра на Таганке висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше, появились цветы, море цветов: люди прощались с Поэтом…

12 октября 1985 года был открыт памятник В. Высоцкому на Ваганьковском кладбище. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…» Над ним гитара. Позади – две лошадиные головы, напоминающие о его песне «Кони привередливые».

Учитель:

Лучше всех о творчестве В. Высоцкого сказал Е. Евтушенко:



Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,

Теперь неважно, что порою несправедливою была.

Тебя любили и ругали, и сплетни лезли по земле,

Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле…

(Фон – песня «Корабли»)

О Высоцком много пишут, о нем делают кинофильмы, телепередачи, выходят книги с его стихами. Садоводы называют его именем цветы, альпинисты – горные вершины. Слова его песен вырезают на мраморе обелисков героям войны. Ивановскому молодежному театру присвоено его имя. В Киеве есть бульвар Владимира Высоцкого.

В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими звезду между орбитами Марса и Юпитера «Владвысоцкий».

И когда вы будете смотреть в ночное небо, вы будете знать, что среди множества планет огромной галактики есть маленькая светящаяся звездочка, связанная с именем поэта, к творчеству которого мы прикоснулись сегодня. И я надеюсь, что сегодняшний урок послужит толчком к более глубокому знакомству с творчеством В. С. Высоцкого.


  1. Итоги урока. Интерактивный метод «Микрофон»

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Какого Высоцкого вы знали раньше и с каким познакомились сейчас?

- Как вы думаете, актуальны ли стихи поэта в наше время? Докажите свою точку зрения.

IV. Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Высоцкий, каким я его открыл(а) для себя».




скачать файл



Смотрите также:
Урок-концерт в 11 классе Тема. Владимир Высоцкий. Судьба и творчество. Его творчество было как крик, как стон сердца…
82.1kb.
Урок-память Тема урока: Владимир Высоцкий: актер, поэт, композитор, певец
98.56kb.
Интегрированный урок по немецкому языку и литературе в 9 классе тема урока: Жизнь и творчество И. В. Гёте. Взаимодействие слова и музыки в лирике поэта
84.79kb.
В книгу включены роман "Тайное свидание" и драматические сцены одного из крупнейших японских писателей Кобо Абэ, посвященные, как и все творчество Абэ, столкновению человека с буржуазным обществом
90.08kb.
Тема: Водный транспорт. Морские приключения. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество»
36.26kb.
Урок математики в 1 классе Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»
71.48kb.
Урок в 11 «б» классе. Тема: Музыка. Французская песня. Музыкальная гостиная. Le salon musical
53.25kb.
Привет, Хранители Пламени Бога! Я есмь здесь среди вас в этот день, радуясь в огне сердца
105.54kb.
Урок развития речи в 7 классе Тема: «Фотография из семейного альбома» 22 Устный журнал в 6 -ых классах Тема: «Кто и когда нам письмена сотворил» 27 Урок-портрет по творчеству А. А. Фета (10 класс) 40 Литература 63
648.1kb.
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
71.07kb.
Конспект урока истории в 7 классе Тема «Как учились на Руси…». Тип урока : проблемный урок изучения нового материала; практическое занятие
224.4kb.
Урок литературы в 11 «А» классе. Учитель Трач Наталья Николаевна. Тема : «Николай Гумилёв -самый «непрочитанный»
128.23kb.