gazya.ru страница 1
скачать файл

Дата __________ Класс___________

Тема урока: «Скелет человека, его значение и строение»
Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека
Задачи:

- Обучающие:

  • Определить значение аппарата опоры и движения; исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций;

  • Познакомить со строением и функциями отделов скелета человека, туловища, верхних и нижних конечностей;

  • Раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;

- Развивающие:

  • Развивать умения работать с учебником, учебными таблицами, раздаточным материалом; творческие способности учащихся;

  • Продолжить развитие коммуникативных качеств, навыков самостоятельной работы, умений логически мыслить, выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, проводить аналогии. Содействовать развитию самостоятельности, повышать мотивацию учения, пробуждать творческие способности.

- Воспитательные:

  • Воспитывать такие черты характера, внимание, аккуратность.

  • Создать на уроке доброжелательные отношения между всеми участниками урока

Тип урока: Изучение нового материала

Формы работы учащихся: беседа, индивидуальная работа, групповая работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, электронный учебник «Биология. Человек и его здоровье»

Ход урока :

  1. Организационный момент (Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Постановка цели и задач урока);

  2. Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы ( На данном этапе урока учитель ставит проблему, тем самым показывает практическую значимость данной проблемы, мотивируя учащихся к ее изучению.)

Сегодня на уроке мы приступаем с вами к изучению опорно-двигательного аппарата человека.

  1. Изучение нового материала

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы думаете, о чём идет речь?

Главным объектом изучения сегодня на уроке является скелет человека. Вопросы о строении и значении скелета для вас не новые. Ведь скелетами обладают многие животные. Возникает проблемный вопрос: скелет человека уникален или нет? Имеется ли какое-либо сходство в строении скелета человека и животных, или он построен по особому плану?

На этот вопрос мы попытаемся с вами ответить сегодня на уроке. Давайте вспомним, что мы уже знаем о скелетах животных?

Вопросы к классу на основании изученного материала за курс 7 класса



  • Что такое скелет? Ответ – Скелет - совокупность костей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей.

  • Какие бывают типы скелетов? Ответ - Скелет может быть наружным и внутренним.

  • Какой скелет у человека? Ответ - У человека скелет внутренний.

  • Какие функции выполняет скелет у млекопитающих? Ответ- Скелет служит опорой телу, осуществляет движение тела в пространстве; создает структурную форму тела; защищает внутренние органы (Записывают в тетрадь функции опорно-двигательной системы.)

Предлагаю изучить строение скелета человека и выяснить, какие изменения произошли в строении скелета человека в связи с прямохождением и трудом ( изложение материала учителем, сопровождающееся показом изображения частей скелета ; учащиеся заполняют таблицу, см. Приложение 1)


Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета человека в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная.

Рассмотрите скелет человека. На какие отделы можно его разделить? Делают вывод: скелет человека состоит из 4 отделов: скелет головы (череп), скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей

Рассмотрим скелет туловиша. Он состоит из позвоночника и грудной клетки Отделы позвоночника :



  • Шейный отдел: 7 позвонков;

  • Грудной отдел: 12 позвонков;

  • Поясничный отдел: 5 позвонков;

  • Крестец: 5 позвонков;

  • Копчик: 5 позвонков;

Строение грудной клетки. Образована 12парами ребер, грудными позвонками и грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.

-Вопрос к классу:

Исходя из строения грудной клетки, укажите ее функции? Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений

-Из каких отделов состоит скелет конечностей?

Скелет конечностей включает в себя: скелет верхних конечностей и скелет нижних конечностей.Скелет верхних и нижних конечностей состоит из пояса и скелета свободных конечностей.

Пояс верхних конечностей включает в себя: 2 лопатки и 2 ключицы Скелет свободной верхней конечности включает в себя: 1 плечевую кость, 2 кости предплечья

(локтевая и лучевая) и кости кисти. Кости кисти (запястье, пясть и фаланги пальцев). Кости пальцев подвижны, так как рука – орган труда. Большой палец противопоставлен всем остальным, что очень важно для различных видов работ.

Пояс нижних конечностей включает: 2 тазовые кости и крестец Скелет свободной нижней конечности включает: 1 бедренную кость, 2 кости голени (большая и малая берцовые), кости стопы Кости стопы (предплюсна, плюсна и фаланги пальцев). Стопа имеет сводчатое строение, что позволяет пружинить при ходьбе, беге, прыжках.
Итак, мы рассмотрели с вами строение скелета человека.

Вопросы к классу:



  • Каковы же особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельности?

  • В чем отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?

  • Какие изменения произошли в строении скелета человека в связи с прямохождением?

Учащиеся перечисляют все существенные особенности скелета человека:

1. Относительно большое развитие мозгового отдела черепа.

2. Характерные изгибы позвоночника.

3. Широкая форма грудной клетки.

4. Широкий таз.

5. Различие в строении верхних и нижних конечностей, свод стопы.

Записывают в тетрадь.


  1. Закрепление полученных знаний. Рефлексия Устное выполнение тестовых заданий на станице 95-96 учебника

  2. Итоги урока. Выставление оценок.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Домашнее задание стр. 92-96 , заполнение таблицы (см. Приложение 2)

Приложение1



Отделы тела

Отделы  скелета

Кости  скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности  скелета   человека

Голова

Череп

Лицевой отдел черепа



Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная

Плоские (широкие)


Неподвижный, кроме нижней челюсти


Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

Мозговой отдел черепа

Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая

Плоские (широкие)

Неподвиж -нее (швы)

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой

Туловище

Позвоночник

33-34 позвонка

7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых



Короткие

Полуподвижные

S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка




Грудная клетка

12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость

Короткие, длинные губчатые

Полуподвижные

Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая

Приложение 2




Части тела

Отделы скелета

Кости скелета

Особенности скелета человека

Конечности

(скелет)


Верхняя

конечность



Плечевой пояс: две лопатки, две ключицы.

Большая подвижность плечевого сустава.

Свободная конечность

(рука): плечо — плечевая

кость, предплечье — локтевая и лучевая кости, кисть — в запястье (8 костей), пясть (5), фаланги пальцев (14 костей).


Большой палец противопоставлен остальным.

Нижняя

конечность

 


Тазовый пояс: парные кости — подвздошные, седалищные, лобковые.

Скелет таза широкий и массивный — для поддержания внутренних органов.

Свободная конечность

(нога): бедро — бедренная

кость, голень — большая

и малая берцовые, стопа — предплюсна (7 костей), пяточная

кость, плюсна (5 костей), фаланги пальцев (14).


Ограниченное движение тазобедренного сустава.

Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты



пальцы. Ноги длиннее рук, кости массивнее
скачать файл



Смотрите также:
Урока: «Скелет человека, его значение и строение»
72.7kb.
Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"
93.32kb.
Учебник О. Т. Поглазова Тема урока : Солнце и звезды
64.91kb.
Конспект урока (Ботаника 6 класс). По теме: «Водоросли. Общая характеристика и значение»
59.42kb.
План- конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Слово и его лексическое значение» Составитель
31.92kb.
Аммиак, строение, получение и свойства
75.8kb.
Урок по теме «Общая характеристика элементов IV а группы. Углерод»
32.76kb.
«Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
96.72kb.
Основы динамической анатомии и биомеханики
423.3kb.
План урока. Орг момент. Постановка проблемы урока. Основная часть урока. Беседа
69.65kb.
Конспект урока в 6 классе тема «Внешнее строение листа» Учитель биологии Абдуллина Р. Ю. 2013 г
36.38kb.
«Алгоритм и его свойства»
252.62kb.