gazya.ru страница 1страница 2
скачать файл

Тематическое планирование уроков 3-й четверти (11 ч)



Примерные поурочные рекомендации
УРОК № 1 (17)

В музыкальном театре

В 3-й четверти продолжается «путе­шествие» учащихся в музыкальный театр. Главной задачей изучения раздела Учебника «В музыкальном театре» яв­ляется обобщение музыкальных представлений об оперном спектакле, его структурных элементах (увертюра, ария, сцена, хор и др.), принципах музы­кального развития, которые помогают школьникам понять смысл оперного действия.

Разворот Учебника «Бал в замке польского короля» вводит четверокласс­ников в мир образов II действия оперы. В этом действии, так называемом «польском акте», звучит танцевальная музыка таких жанров, как полонез, краковяк, вальс, мазурка. Можно напомнить учащимся, что полонез — тор­жественный, величественный танец, которым обычно открывались придворные светские балы. Учитель может сыграть учащимся основные интонации поло­неза, в которых очевидно выделяется характерный пунктирный ритм, энергич­ные призывно-фанфарные интонации.

После прослушивания полонеза можно подчеркнуть, что музыку исполняет не только симфонический оркестр, к голосам музыкальных инструментов при­соединяются голоса поющих поляков. Нотные строчки на с. 94 учебника пред­ложены для вокализации основных тем полонеза, для сравнения контрастных частей танца-хора, написанного в трехчастной форме. Рекомендуется также обратить внимание на выразительность текста полонеза, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей. Можно предложить учащимся представить себя участниками бала и испол­нить, стоя на месте (или двигаясь между рядами парт или стульев), шаг по­лонеза, подчеркивая горделивый характер этой музыки.

После восприятия мазурки (с этим жанром учащиеся познакомились на примере фортепианного творчества Ф. Шопена) можно записать на доске рит­мические формулы мазурки и полонеза, подчеркнув сходство (трехдольность, пунктирный ритм, мажорный лад) и различие (акценты на разных долях так­та, изящество мазурки и воинственность полонеза).

Мазурка переносит учащихся в атмосферу праздничного ликования. Имен­но тема мазурки активно разрабатывается Глинкой в опере. Пусть учащиеся, слушая ее, попытаются самостоятельно определить, в какой момент звучания изменится характер танца (после сообщения гонца об окружении польского отряда в Москве).



Информация для учителя. «Впервые тема мазурки появляется еще в увертюре. Уже во II акте измененный мотив мазурки рисует состояние тревоги и смятения врагов; в III действии Глинка со­четает русский речитатив Сусанина («Боже, дай силы мне...») с хоровым изложением темы мазурки; в последней, IV картине «переинтонированная» мазурка, сопровождающая хор поляков, приобретает черты трагического оцепенения врагов, окрашивается в мрачные, зловещие тона. «Осколки» темы мазурки, звучащие в вихревом движении, в последний раз появляются перед эпилогом оперы»1.

На этом уроке можно познакомить учащихся с фрагментами двух других танцев из сцены бала — краковяка и вальса. Предложите четвероклассникам сравнить характер танцев, задуматься над вопросом, почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий (на балу много людей с раз­ными характерами). Необычный ритм краковяка (синкопы) учащиеся могут исполнить с помощью ударных инструментов, хлопков, притопов.



Информация для учителя. Краковяк (пол.krakowiak) — польский народный танец. Упоминается уже в XIVв. Возник в Краковском воеводстве. Так же как и полонез, краковяк назывался «большим танцем», имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени стал более разнообразным, сохранив свою двудольность. Самый популярный народный та­нец в Польше, краковяк на рубеже XVIII—XIX вв. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Ритмы и интонации краковяка использовали в своем творчестве Ф.Шопен, М. Глинка,

Вальс (фр. Valse, нем. Walzer, от walzen — кружиться в танце) — парный танец, ос­нованный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением, один из са­мых распространенных бытовых музыкальных жанров. В конце XVIII в. словом «вальс» называли крестьянский танец не­которых областей Южной Германии и Австрии (лендлер), который с начала XIX в. стал популярным во всех слоях общества, а также утвердился в музыке профессиональных стран Европы. Особенно интенсивно развивался в Вене (творчество семейства Штрау­сов). Со временем вальс превратился в крупное концертное инструментальное произве­дение, стал проникать во многие виды музыки: симфонии, оперы, балеты, оперетты. Ха­рактерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с трехдольной ритмичностью — позволяют говорить о вальсовости как жанровом признаке.

В заключение урока рекомендуется вспомнить знакомые учащимся песни из программы предыдущих учебных четвертей, способствуя тем самым разви­тию навыков и умений концертного исполнения песенного репертуара.
Уроки № 2-3 (18-19)

В музыкальном театре

Разворот Учебника «За Русь мы все стеной стоим...» раскрывает особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин»: сцена Суса­нина с детьми (дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней) рисует его как любящего отца. Напевная, задушевная, спокойная мелодия («Ну вот, и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей») отличается необыкновенной песенностью. Именно эту особенность мелодии почувствуют учащиеся, когда споют ее, ориентируясь на нотную запись (с. 96).

Слушая музыку дальше, учащиеся услышат интонации и ритмы полонеза 1 и смогут ответить на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене? (В дом Сусанина входят поляки. Они предлагают ему показать им дорогу на Москву.)

Пусть школьники споют две мелодии ответа Сусанина (с. 96): «Велик свят наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» и вспомнят, знакомы ли они им. Если учащиеся не узнают эти музыкальные темы или мнения их разделятся (одни — вспомнят, другие — нет), то учитель может сыграть тему финального хора «Славься!» и тему хора интро­дукции (вступления) «Родина моя!», с которыми они познакомились на уроках ; музыки в III классе. Тогда родство этих исконно русских мелодий широкого дыхания будет очевидным. В этом неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты раз­вития образов, особенности музыкальной драматургии.



В завершение второго урока можно исполнить песни о родном крае, о его доблестных защитниках. Обращение к песням с патриотической и героической тематикой поможет учителю и учащимся подготовиться к школьному праздни­ку, который посвящается Дню защитника Отечества (23 февраля).

В начале третьего урока можно предложить ученикам своеобразную игру: по музыкальным фрагментам определить, где происходит действие оперы Глинки «Иван Сусанин» — на балу, в старинном замке польского короля Сигизмунда или в селе Домнино, в доме Ивана Сусанина. Учитель играет (или по­ет без слов) основные темы, которые учащиеся исполняли и слушали на пре­дыдущем уроке. Они приведены на с. 94—96 Учебника. Учащимся рекоменду­ется пропеть их вслед за учителем и дать ответ. Уместно здесь еще раз про­читать слова русского писателя Н.В. Гоголя (с. 94): «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у дру­гого — опрометчивый мотив польской мазурки».

Вспомнив основные темы оперы, можно продолжить музыкальный «разго­вор» о развитии образов в III действии оперы. В ответе полякам Сусанин вос­певает красоту родного края. Эта мелодия в сочетании с лаконичными слова­ми полна решимости («Страха не страшусь, смерти не боюсь...»). Он лукавит перед врагами и соглашается принять плату за измену: «Деньги — сила!» По­чему же поляки поверили Сусанину? Как музыка рассказывает об этом? Ко­нечно, четвероклассники услышат, что в аккомпанементе к мелодии Сусанина звучат интонации... польской мазурки!

Прощание Сусанина с дочерью Антонидой (пусть ученики споют эту тему) звучит с большим волнением. Эта мелодия перекликается с мелодиями, кото­рые поет в опере его дочь. Какое напутствие дает отец Антониде — «возлюбленному чаду»? («Всю жизнь прожить, не зная зла и слез!») Предчувствуя свою гибель, Сусанин думает о будущем!

Разворот Учебника «Сцена в лесу» вводит школьников в атмосферу IV дейс­твия, которое происходит в глухой, непроходимой чаще. Как звучит хор поляков «Устали мы...»? Интонации и ритмы какого танца сопровождают пение врагов? Чем отличается пение поляков и звучание мазурки в лесу и в сцене бала?

В центре этой сцены — речитатив и предсмертная ария Ивана Сусанина1. Предложите школьникам сначала послушать своеобразное вступление к арии — речитатив «Чуют правду!» и задуматься над тем, чем речитатив от­личается от собственно пения? (В речитативе музыкальные интонации при­ближаются к речи, высказывание героя прерывается паузами, которые пере­дают состояние взволнованности.) Как композитор подсказывает слушателям, о ком вспоминает Сусанин в последние минуты своей жизни? (Звучат мело­дии этих действующих лиц оперы.)

Можно также исполнить (с помощью выразительных движений рук) вступ­ление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии — от света (заря, наступление нового дня) к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену регис­тров (высокий — низкий), смену лада (мажор — минор).

Знакомая учащимся мелодия арии Сусанина близка народным песням — напевность достигается распеванием одного слога на несколько звуков. Воз­вышенному строю арии-молитвы («Господь, в нужде моей ты не оставь меня») соответствует контрастная драматургия арии: в средней части музыка при­обретает напряженность, взволнованность.

Если привлечь внимание учащихся к тому, как звучит музыка в ответе Су­санина на вопрос поляков («Хитришь иль нет?»), то необходимо сыграть им сопровождение к мелодии «Хитрить мне нужды нет» — в нем звучат узнава­емые мелодические обороты знаменитой русской народной песни «Вниз по ма­тушке по Волге». Почему именно эту песню напоминает слушателям Глинка?

Напомним учителю, что процесс восприятия достаточно большого фрагмен­та оперной сцены требует соответствующей подготовки как учителя, так и уча­щихся. Поэтому мы настоятельно советуем детально изучить материал в нот­ной хрестоматии к Учебнику, продумать, каким образом будет происходить знакомство с сюжетом оперы (прозаический пересказ или чтение поэтическо­го текста из либретто), какие музыкальные темы будут исполняться учащими­ся (пение, пластическое интонирование, ритмическое сопровождение и пр.), ка­кие понятия усвоят учащиеся в процессе работы над музыкальным материа­лом, какими проблемными вопросами и заданиями будут поддерживаться мо­менты размышлений, раздумий учащихся над нравственными проблемами.

Завершить урок можно исполнением и слушанием заключительного хора опе­ры «Славься!». Тема этого хора записана на развороте Рабочей тетради «Коло­кольные звоны» (с. 12—13). Звучание на уроке этого хора даст основание вспом­нить и другие сочинения русских композиторов, в которых звучат колокола.
Урок № 4 (20)

В музыкальном театре

«Путешествие» в музыкальный театр продолжается при изучении материала В музыкальном театре разворота Учебника «Исходила младешенька». Здесь предлагается восприятие и исполнение фрагментов из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Вступление к опере — величественная музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» — неоднократно звучало на уроках музыки как в IV классе, так и в предыдущие годы обучения. На с. 100 Учебника учащимся предлагается спеть и сравнить друг с другом две мелодии: первую — из вступления к опере, вторую — пес­ню главной героини оперы Марфы («Исходила младешенька»). Учащиеся пос­ле вокализации мелодий приходят к выводу, что обе мелодии лирического пла­на, песенного характера, пронизаны интонациями русской народной песни.

Восприятие живописного музыкального полотна «Рассвет на Москве-реке» дает возможность учащимся проследить за развитием главной темы, которая повторяется во вступлении к опере много раз, изменяясь благодаря появлению все новых и новых мелодических оборотов, новых ритмических рисунков, тем­бров различных инструментов симфонического оркестра и их сочетаний. При восприятии «Рассвета...» можно предложить школьникам рассматривание графической записи музыкального развития, которая есть на развороте Рабо­чей тетради «Рассвет на Москве-реке» (с. 30—31)'.

Эта запись поможет услышать трехчастную форму вступления, контрас­ты динамики, кульминацию. Еще одним важным качеством развития образа наступающего утра является вариантность интонаций. Важен и тот факт, что школьники выделяют в этой музыке яркие, запоминающиеся изобразитель­ные интонации: перекличку пастушеских рожков, крики петухов, звон церков­ного колокола.



Информация для учителя.

Приведем фрагмент из рассказа Д.Б. Кабалевского2:

«...Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми раз­ными композиторами разных эпох и разных народов, произведений, которые были со­чинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть... Ведь в опер­ном или балетном спектакле и в кинофильме мы всегда одновременно слушаем музы­ку и смотрим то, что происходит на сцене или экране.

Вот слушаем мы, например, знаменитое вступление к опере Мусоргского «Хован­щина», известное под названием «Рассвет на Москве-реке». Конечно, эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, вклю­ченная в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в та­ком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сер­дечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Эту условную схему можно нарисовать на доске.

Нас бу дет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения».

Знакомство с образом Марфы. Песня Марфы — ее главная характеристи­ка в опере. Почему же Мусоргский выбрал жанр песни (а не традиционный оперный жанр — арию) для раскрытия этого образа? (Марфа — героиня из народа.) Прежде чем разучивать песню, можно спеть с учащимися ее главную мелодию (на с. 100 Учебника есть ее нотная запись) и прочитать стихотворный текст', а затем предложить составить исполнительский план песни, учитывая происходящие в ее сюжете события. Благодаря этой работе, учащиеся прихо­дят к выводу, что мелодия песни не изменяется, а сюжет песни требует поис­ка таких средств исполнительской выразительности, которые помогут и слу­шателям, и исполнителям понять ее содержание (темп, штрихи, динамика, фразировка).

Прослушивание песни Марфы из оперы «Хованщина» поможет четверо­классникам услышать развитие образа: изменения характера и настроения этой песни от куплета к куплету, изменение фактуры оркестрового аккомпа­немента, динамики, темпа. Именно эти изменения определяют куплетно-вариационную форму этого фрагмента оперы. Песня Марфы выполняет в опере функцию полноценной арии главного персонажа (песня-ария).

Созвучна лирико-драматическому образу Марфы картина М. Нестерова «В скиту». Одинокая женская фигура изображена на фоне сурового русского зимнего пейзажа: справа — березки, слева и впереди — горные склоны, по­крытые снегом, темнеющий перелесок, небосвод. Все мягкие линии этой кар­тины сродни незатейливой мелодии народной песни.

В процессе разучивания народной песни «Исходила младешенька» реко­мендуется сопоставлять ее мелодические обороты с уже знакомыми мелодия­ми: «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, тема «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского, русскими на­родными песнями «У зори-то, у зореньки», «Ты река ль, моя реченька» и др.

Такого рода сопоставления (не умозрительные, а в процессе живого выра­зительного исполнения) укрепят в сознании учащихся мысль о родстве обра­зов русской музыки, независимо от того, известны авторы этих мелодий или безымянны.


Урок № 5 (21)

В музыкальном театре

Еще одним направлением творчества русских композиторов, с которым учащиеся знакомятся на уроках в IV классе, является так называемый русский Вос­ток. На уроках музыки предполагается освоение жанровых, языковых особен­ностей музыки тех сочинений, в которых ярко проявилась тенденция использо­вания восточных мотивов.

Прежде чем приступить непосредственно к освоению музыкального мате­риала разворота Учебника «Сезам, откройся!», можно предложить школьникам внимательно рассмотреть живописные произведения русских художников: репродукцию с картины В. Верещагина «Двери Тимура» и эскиз костюма И. Билибина «Шамаханская царица». Какие особенности увидят четверокласс­ники на этих изображениях? На картине В. Верещагина с фотографической; точностью передан замысловатый орнамент тяжелой резной двери, детали красочной восточной одежды стражей, их воинского обмундирования (луки, стрелы, щиты, копья, сабли).

Эскиз костюма «Шамаханская царица» И. Билибина, выполненный к опере «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова (по сюжету А.Пушкина), отличается яркостью красного тона, на котором тонко выпи­саны узоры. К каким деталям следует привлечь внимание юных зрителей? Вероятно, к царственной позе молодой женщины (в раскинутых руках ски­петр и волшебный цветок), восточным чертам лица, необычности костюма (тяжелому тюрбану со звездой на голове, шароварам, многослойности и орнаментальной росписи верхней одежды, к характерной (с загнутыми вверх носами) обуви. Художник изобразил восточную царицу в ярко-красных, праздничных тонах.



Информация для учителя.

Русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — ученый, этно­граф, путешественник, репортер — известен как автор батальных картин («Апофеоз войны», «Скобелев под Шипкой», «На Шипке все спокойно!», «Смертельно раненный», «Панихида» и др.), серии исторических полотен о войне 1812г. Главной целью худож­ник ставил обличение «великой несправедливости, именуемой войной». Он и погиб на посту во время Русско-японской войны на взорванном броненосце. Из поездок в Среднюю Азию и Индию художник привозил помимо батальных композиций документально точные изображения архитектурных памятников, местных жителей, свидетельства о типах, обычаях, нравах народов, ценные в ту пору, когда не существовало ни кино, ни цветной фотографии.

Имя Тимура или Тамерлана (1336—1405), прозванного в народе Железным Хром­цом, среднеазиатского полководца и завоевателя, уже известно учащимся. В конце XIV в. чудотворная икона Богоматерь Владимирская во время нашествия войск хана Тимура спасла Москву от гибели.

Русский график, живописец, художник театра Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) создал свой неповторимый праздничный стиль русской иллюстрации, ко­торый он сам называл «облагороженным лубком». Наиболее значительными следует считать серии иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Васи­лиса Прекрасная», к сказкам А. Пушкина «Сказка о паре Салтане...», «Сказка о зо­лотом петушке», а также незаконченный цикл иллюстраций к русским былинам. Сре­ди театральных работ Билибина — оформление оперы Н. Римского-Корсакова «Золо­той петушок», эскизы костюмов для оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», для дягилевских Русских сезонов в Париже.

Вслед за восприятием живописных образов можно обратиться к нотной за­писи двух фрагментов из знакомых учащимся опер — «Пляске персидок» из «Хованщины» Мусоргского и «Персидского хора» из «Руслана и Людмилы» Глинки (с. 103). Пусть школьники с помощью учителя попытаются пропеть эти музыкальные темы, выявляя характерные восточные интонации и причудли­вые пунктирные ритмы, узорчатость мелодики, обилие распевов. Можно так­же предложить учащимся спеть русскую народную песню «Исходила младешенька», которую они начали разучивать на предыдущем уроке, и сопоста­вить два типа мелодики — русский и восточный.

После вокализации разнотипных мелодий и выявления между ними сход­ства и различия можно предложить четвероклассникам послушать последова­тельно два фрагмента из опер, останавливая их внимание на красочности ор­кестровки, необычности тембров голосов и инструментов, вариационном ти­пе развития музыки.

Прослушивание «Пляски персидок» можно сопровождать танцевальными движениями рук, корпуса; хлопками, отмечающими акценты; звучанием тре­угольника, румбы, которые подчеркнут ритмический рисунок.

Восприятие «Персидского хора» из сцены в волшебном саду Наины может также сопровождаться пластическим интонированием. Предложите учащимся плавным движением рук отмечать фразировку, вступления высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора, их сочетание. Целесообразно предложить чет­вероклассникам пропевать «про себя» темы хора, стараясь брать дыхание там, где это делают певцы.

Разворот Учебника «Восточные мотивы» (с. 104—105) посвящен знакомс­тву с фрагментами из балета «Гаянэ» армянского композитора Арама Ильи­ча Хачатуряна (1903-1978). Гаянэ — имя главной героини балета, простой де­вушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о прос­тых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни.

На этом уроке предлагается познакомить четвероклассников с сольным но­мером из балета — «Колыбельной Гаянэ».

Прежде чем послушать «Колыбельную Гаянэ», необходимо спеть ее основ­ную тему, ориентируясь на нотную запись (с. 104), подчеркивая в ней необык­новенную песенность, задушевность, лиричность. Следует обратить внимание исполнителей на ритмический рисунок мелодии, наличие в ней мелких дли­тельностей (мелизмов), которые выполняют роль своеобразного орнамента, украшения, словно оплетающего основную тему «Колыбельной Гаянэ». Убаю­кивающий ритм сопровождения учащиеся могут исполнить мягкими движени­ями кистей рук, имитируя игру на фортепиано. Украсят звучание колыбельной и звуки треугольника, который может исполнять окончания фраз (в оркес­тре звучат колокольчики).

Прослушивание «Колыбельной Гаянэ» в записи позволит школьникам ус­лышать, как из нежной и спокойной эта музыка, набирая силу, становится в средней части взволнованной и страстной. Таким образом, сопоставление зву­чания крайних частей колыбельной даст возможность подвести четверокласс­ников к самостоятельному определению трехчастной формы.

Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной Гаянэ» можно срав­нить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергее­вича Сарьяна (1880—1972). Что видят школьники на этой картине? Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.

Чтобы усилить впечатления школьников от знакомства с восточной музы­кой, можно предложить учащимся разучить и спеть «Мелодию» А. Хачатуря­на, «Утро» А. Парцхаладзе1, вспомнить грузинские народные песни «Солнце, в дом войди» и «Светлячок»2 из программы IV класса.


Урок № 6 (22)

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается работа с разворотом Учебника «Восточные мотивы». Контрастом к «Колыбельной Гаянэ» (учитель напоминает основную те­му танца героини балета) служит «Танец с саблями» (массовый мужской та­нец джигитов), который звучит в заключительной сцене балета, рисующей народный праздник. Можно спросить учащихся: людей с какими характера­ми изображает музыка танца? Они назовут такие черты, как темперамент, воинственность, энергичность, сила, ловкость, удаль. Как достигает компози­тор раскрытия именно таких черт характера танцующих? Нужно обратить внимание на четкое произнесение мелодии (скандирование), на волевой пов­торяющийся ритм, стремительный темп, резкие акценты, изображающие удары сабель.

Нужно привлечь внимание четвероклассников к появлению нового образа танца в его средней части. Обратите внимание на необычный для симфони­ческого оркестра тембр духового инструмента — саксофона, который исполня­ет томную, страстную тему (в этот момент на сцене среди танцующих мужчин появляется женщина-танцовщица). Затем первоначальный характер танца возвращается. Таким образом, и «Колыбельная Гаянэ», и «Танец с саблями» имеют трехчастную форму.

Определенный интерес представляет и знакомство учащихся на этом уро­ке с современной интерпретацией «Танца с саблями», которая в Фонохрестоматии предлагается в исполнении известного польского фортепианного дуэта (М. Томашевский и В.Киселевский).

На этом уроке продолжается знакомство учащихся с жанром балета. На развороте Учебника «Балет "Петрушка"» (с. 106-107) рассказывается о его авторе — русском композиторе XX в. Игоре Федоровиче Стравинском (1882—1971), предлагается изложение содержания первой картины балета. Прочитав его, можно предложить учащимся определить, какой народный празд­ник рисует музыка (эта картина называется «Народное гулянье на масленой»), перечислить действующих лиц (Балаганный дед, Шарманщик, Уличная тан­цовщица, Барабанщики, Фокусник, куклы — Петрушки, Арап, Балерина).

Пусть четвероклассники вообразят себя режиссерами и композиторами ба­летного спектакля и вспомнят, как праздновали Масленицу на Руси, подума­ют, какой музыкой они будут «озвучивать» эту сцену балета.

Прежде чем перейти к непосредственному прослушиванию музыки сцены, учителю рекомендуется исполнить на фортепиано основные темы, предложен­ные в Хрестоматии: «Тема гулянья», «Балаганный дед», «Танцовщица», «Шарманщик играет на трубе», «Фокусник играет на флейте», «Танец ожив­ших кукол» («Русская»). Предварительное знакомство с темами сцены, анализ средств музыкальной выразительности (выявление знакомых интонаций, вслушивание в ритмы, определение их жанровой принадлежности) поможет школьникам понять своеобразие музыкального языка Стравинского.

После восприятия сцены «Народное гулянье на масленой» предложите уча­щимся сопоставить свои предположения о характере музыки с реальным зву­чанием, попытаться услышать сочетание народных интонаций с современны­ми звучаниями, красочность тембров инструментов симфонического оркестра. Игровой элемент в урок может внести исполнение «Танца оживших кукол» («Русская») с использованием танцевальных движений, простейших музы­кальных инструментов.

Пусть учащиеся сопоставят краски живописных произведений русских ху­дожников — картины «Балаганы» художника Бориса Михайловича Кустоди­ева (1878-1927), эскизов костюмов Арапа и Балерины (к балету «Петрушка» Стравинского) Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) — с музыкальны­ми образами сцены.

Завершить урок можно пением и «разыгрыванием» шуточных русских на­родных песен, а также масленичных песен и главных тем сцены «Проводы Масленицы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся работу с раз­воротом Рабочей тетради «Традиции русского народа» (с. 26—27).
УРОК № 7 (23)

В музыкальном театре

На этом уроке рекомендуется обобщить жизненно музыкальные впечатления четвероклассников, связанные с «путешествиями» в музыкальный театр. В зависимости от музыкальных пристрастий и интересов каждого конкретного класса здесь уместно вариативно планировать сценарий урока. Важно, чтобы в опоре на исполнение и слушание фрагментов из изученных ранее опер, ба­летов, мюзиклов учащиеся смогли вспомнить наиболее яркие музыкальные об­разы, особенности построения музыкальных спектаклей. При исполнении фрагментов из оперы (например, «Иван Сусанин» Глинки) следует обратить внимание на такие ее структурные элементы, как увертюра (или вступление), ария, песня, хор, сцена, танцевальные номера. В балете внимание концен­трируется на контрастах в характеристике главных героев, сольных и груп­повых танцах («Гаянэ» Хачатуряна), использовании народных традиций в сю­жете («Петрушка» Стравинского).

На развороте «Театр музыкальной комедии» (с. 108—109) происходит зна­комство учащихся с новым для них сценическим жанром — опереттой (ма­ленькой оперой) и австрийским композитором Иоганном Штраусом-сыном (1825—1899). Именно на этом уроке после восприятия одного из самых знаме­нитых вальсов Штрауса из оперетты «Летучая мышь» можно предложить четвероклассникам задуматься над вопросом: это «серьезная» или «легкая» музыка?

Следует привлечь внимание учащихся к тому, что в блистательно-яркой, жизнерадостной, восторженной музыке можно отчетливо выделить несколько запоминающихся мелодий. При этом главная тема вальса (нотная запись представлена на с. 108) повторяется несколько раз. С какими жизненными обстоятельствами звучания этого танца связана такая его композиция? (Вальс звучит на балу, где много разных людей; повторяющаяся мелодия словно объединяет их в едином действии — танце.)

Учитель может рассказать четвероклассникам о том, что И. Штраус при пуб­личных выступлениях (он часто давал концерты и в России) не только сам играл на скрипке, но и дирижировал оркестром. Поэтому можно предложить школьни­кам выступить в роли дирижеров и исполнить фрагмент вальса, передавая в вы­разительных движениях рук контрасты динамики, смену настроений, угасание и нарастание звучностей, вступления различных инструментов оркестра.

Предложите учащимся вспомнить, какой знакомый им жанр сценической музыки близок оперетте. Они, конечно, назовут мюзикл. Здесь уместно спеть знакомые фрагменты из мюзиклов («Звуки музыки» Р. Роджерса, «Волк и се­меро козлят на новый лад» А. Рыбникова).

С одним из самых популярных фрагментов из мюзикла «Моя прекрасная леди» американского композитора XX в. Фридерика Лоу (1901-1988) учащие­ся знакомятся на этом уроке.

Информация для учителя.

Мюзикл «Моя прекрасная леди» написан по роману Б. Шоу «Пигмалион» в 1956г. Знаменитый ирландец, драматург Бернард Шоу, рассказал в своей пьесе простую ис­торию: профессор фонетики Генри Хиггинс превращает простую замухрышку, бедную уличную цветочницу, в настоящую леди, неотличимую от герцогини. В грубом, вуль­гарном существе — Элизе Дуллитл, главной героине пьесы, просыпается добрый, от­зывчивый, любящий человек. Роль Элизы в оригинальной постановке на Бродвее исполнила Джули Эндрюс, из­вестная по фильмам-мюзиклам «Звуки музыки» и «Мэри Поппинс». В экранизации «Моей прекрасной леди» снялась известная актриса Одри Хепберн.

После премьеры мюзикла в 1956г. на Бродвее его авторы — композитор Ф. Лоу и либреттист А. Лернер — проснулись знаменитыми. Мюзикл показывался на Бродвее в течение шести с половиной лет, выдержав 2717 постановок, билет на «Мою прекрас­ную леди» было невозможно купить на шесть месяцев вперед.

В завершение урока предлагается начать разучивание новой песни — «Звездная река», песенки Гека из мюзикла «Том Сойер и другие» (слова и му­зыка В. Семенова). Конечно, нужно вспомнить героев увлекательной повести, которая стала основой сюжета мюзикла. Какие особенности музыкального языка этой песни необходимо учесть в процессе разучивания? Короткие фра­зы песни требуют внимательного вслушивания в сопровождение, что дает воз­можность подчинить звучание хора единому темпу. Ритмический рисунок включает в себя синкопы (перемещение с сильной доли на слабую) и пунктир­ный ритм, которые требуют точности воспроизведения, активной артикуляции. Высокая тесситура заключительных фраз запева требует поиска мягкого, не­напряженного звучания голосов (на р), которое должно соответствовать лири­ческому образу песни.


Урок № 8 (24)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Разворот Учебника «Прелюдия» знакомит учащихся еще с одним сочинением С. Рахманинова - фортепианной Прелюдией (до-диез минор), одним из самых известных и любимых слушателя­ми сочинений композитора. Прежде чем познакомить школьников с новым для них произведением, учитель может рассказать им краткую историю раз­вития жанра прелюдии, проиллюстрировав его звучанием музыкальных про­изведений.



Информация для учителя.

Прелюдия, прелюд (от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступле­ние) — небольшая инструментальная пьеса. Первоначально представляла собой импровизационного характера вступление к основной пьесе (обычно фуге) двухчаст­ного цикла (например, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха) или к многочастному циклическому произведению (например, сюите). В XVI—XVII вв. складывается жанр прелюдии как самостоятельной пьесы. В XIX в. прелюдия становится одним из самых распространенных форм в творчестве компо­зиторов-романтиков (циклы фортепианных прелюдий Ф. Шопена, А. Скрябина и др.). В XX в. жанр прелюдии трактуется многопланово, выполняя вступительную функцию (прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Р. Щедрина), являясь самостоятельной пьесой (у С. Рахманинова, Д. Шостаковича) или развернутой композицией («Прелю­ды» для оркестра К. Дебюсси).

На уроке может прозвучать уже знакомая школьникам Прелюдия (до ма­жор) из двухчастного цикла «Прелюдия и фуга № 1» И.-С. Баха («Хорошо темперированный клавир», том I)', в которой композитор использовал мело­дию молитвы «Аvе Маriа»; незнакомая Прелюдия №7 (ля мажор) Ф.Шопе­на. Пусть учитель предложит четвероклассникам передать словами те впечат­ления, которые возникли у них под воздействием этих сочинений, разъяснить, какими выразительными средствами пользовались композиторы, чтобы соз­дать проникновенные лирические образы.

Далее можно вспомнить с учащимися знакомые им произведения С. Рахма­нинова, спеть главные темы Концерта для фортепиано с оркестром № 3 (с. 9), Вокализа (с. 12), романса «Сирень» (с. 81), выделяя при этом характерные рахманиновские интонации, родство его лирических мелодий с народными на­певами (например, песнями «Ты река ль моя, реченька», «Со вьюном я хожу», «У зори-то, у зореньки» и др.), современными песнями «Моя Россия» Г. Стру­ве, «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова. Конечно, эти песни целиком или фрагментами должны быть спеты учащимися. Такого ро­да «вокальный раздел» урока послужит контрастом к восприятию нового про­изведения Рахманинова — Прелюдии (до-диез минор).

Пусть учащиеся внимательно прочитают текст на с. 112 Учебника, а затем послушают в записи лишь начальные такты пьесы, сопоставляя их звучание с нотной записью. Вопросы к четвероклассникам могут быть следующими: сколько действующих лиц рисует музыка в начале произведения? Образы пье­сы близки друг другу по эмоциональному строю или контрастны? Какими средствами добивается композитор различия образов?

Далее предлагается послушать всю Прелюдию целиком и проследить за тем, как развиваются главные интонации первой части, как изменяется об­разный строй пьесы в середине сочинения, каковы особенности развития му­зыки в последней, третьей части. После прослушивания пьесы целесообразно прочитать текст Учебника (с. 113) и ответить на вопросы.

Мрачный, тревожный характер Прелюдии Рахманинова как бы предвеща­ет «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца XIX — начала XX в. в России. Школьники услышат, что в этом сочинении композитор удивитель­ным образом показывает свое отношение к тому, что происходит на его Роди­не. И главную мысль о России он претворяет в разнообразии «колокольных эвучностей» фортепиано — то суровых и мужественных, то тревожных и скорбных. В стремительных пассажах средней части угадывают черты бури, натиска, порыва. Подобно тому, как Н. Римский-Корсаков с помощью трех звуков нарисовал образ моря («Океан — море синее», вступление к опере Садко»), так и Рахманинов, постоянно повторяя три первоначальных звука пьесы, создает в 19 лет пьесу, которую он исполнял по просьбам публики до конца своей жизни. В чем же секрет долговечности этого произведения? Пусть учащиеся попытаются ответить на этот вопрос.


УРОК № 9 (25)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
В начале этого урока четвероклассникам будет интересно вспомнить, какие из фортепианных произведений польского композитора Ф.Шопена, уже звучавшие на уроках — полонез, мазурки, вальс, - оставили след в их памяти. Учитель может провести своеобразный блицтест: разделив доску на три части и записав на ней названия трех произведений Шо­пена (полонез, мазурка, вальс), он играет (или поет) главные темы этих произ­ведений и предлагает учащимся узнать, какая музыка звучит. Количественный подсчет голосов позволит выявить музыкальные предпочтения учащихся, а так­же вновь обратиться к тем сочинениям, которые по разным причинам четве­роклассники не смогли вспомнить. Такое «введение» в мир музыки Шопена ставит задачу обобщения музыкально-слуховых представлений школьников, связанных с творчеством одного композитора, развитием чувства стиля.

На развороте Учебника «Исповедь души» (с. 114-115) информационный текст предлагает следующие установки на восприятие произведений Шопена1: каждое из сочинений композитора — страница дневника, исповедь души; чте­ние фрагмента письма Шопена, адресованного своей родине, Польше, вдали от которой протекала жизнь композитора.

Эти установки — своеобразные эмоциональные импульсы — дают возмож­ность четвероклассникам более глубоко прочувствовать музыку этого компо­зитора.

Прослушиванию двух контрастных Прелюдий (№ 7 и 20) Шопена может предшествовать сравнительный анализ их нотного текста. Какие особенности смогут выделить учащиеся по нотной записи главных тем прелюдий? Кон­траст жанров (танец и марш), контраст характера (нежно и широко), кон­траст динамики (тихо и очень громко). Что же объединяет эти два сочинения? Ритмический рисунок (пунктирный ритм). Вслед за этим учитель предлагает вслушаться в первоначальные интонации (играет или поет первые фразы пре­людий), а затем исполнить их на воображаемом фортепиано, передавая харак- : тер каждой из них.

После такой подготовительной работы можно прослушать каждую из прелюдий от начала до конца и еще раз сравнить характер и средства выразительности: лирический рассказ, построенный на интонациях мазурки (польского народного танца), и траурный марш, наполненный скорбными чувствами; светлый мажорный лад первой прелюдии контрастирует с мрачными минорными красками второй; налицо и другие контрасты — динамики (ff и р) и фактуры (прозрачной в первом сочинении и плотной, насыщенной аккордовы­ми звучностями во второй).

Письмо Ф. Шопена рекомендуется начать читать учителю; «Милая моя, да­лекая, единственная! Почему... я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?» Пусть ученики задумаются над тем, кому могут быть адресованы эти слова? (Часто встречающиеся ответы: возлюбленной, матери). Прочитав письмо до конца, четвероклассники с удивлением обнаруживают, что эти слова адресованы Шопеном «милой моей Родине». Здесь уместно рас­смотреть фотографию памятника Шопену, который установлен в одном из центральных парков Варшавы, столицы Польши. Этот парк — одно из излюб­ленных мест отдыха варшавян, потому что здесь звучит музыка Шопена (в за­писи и в «живом» исполнении лучших музыкантов мира). Внимательное всматривание в скульптурную композицию памятника даст возможность уча­щимся подчеркнуть ее взволнованный характер (дерево словно раскачивается под порывами ветра), увидеть встревоженную фигуру Шопена, взгляд, уст­ремленный вдаль. И изображение сердца «вынесено» скульптором в нижнюю часть композиции. Вероятно, так он хотел подчеркнуть общеизвестный факт, что тело композитора похоронено во Франции, а сердце — в Польше, в косте­ле Святого Креста.

Разворот Учебника «Революционный этюд» (с. 116-117) знакомит детей с одним из самых популярных произведений Шопена, возникшим как отклик на разгром национально-освободительного восстания польского народа 1830г. Четвероклассникам интересно будет узнать и о том, что друзья композитора, чтобы уберечь гений Шопена для новых поколений, настояли на том, чтобы он покинул Польшу.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.


Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

А. Граши

Какие же особенности «Революционного этюда» передают состояние души композитора? Учащиеся после прослушивания обращают внимание на взвол­нованное, рокочущее, словно морские волны, бурное сопровождение, которое и создает страстный, решительный, напористый характер музыки. Нужно при­влечь внимание четвероклассников к мелодии — она звучит как призыв, на­поминая своими интонациями голос оратора (глашатая, трибуна). Нужно от­метить, что особую роль в этюде играют пунктирный ритм, широкие, разма­шистые ходы мелодии.

Рассматривая портреты Шопена, помещенные на этом развороте Учебни­ка, учащиеся смогут понять, что портрет, как и музыкальное произведение, может отражать различные состояния внутреннего мира человека. Пусть чет­вероклассники попытаются подобрать к каждому портрету созвучное, по их мнению, произведение Шопена.

Вслед за этим можно напомнить школьникам главную тему Прелюдии (до-диез минор) С. Рахманинова, с которой они познакомились на прошлом уроке. Учащиеся смогут сравнить ее музыкальный образ с образами «Революцион­ного этюда» и Прелюдии №20 (траурный марш) Шопена. Что их роднит, что отличает? Предложите четвероклассникам задуматься над вопросами: в чем сходство судеб этих двух славянских композиторов — русского Рахманинова и польского Шопена? (Оба композитора покинули родину и умерли вдали от нее.) Как они запечатлели в музыке образ далекой родины? (Интонациями, ритмами и жанрами музыки своего народа.) Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов? (Разнообразными — любовь, скорбь, радость, гнев, восторг, сочувствие и др.).

В заключение урока учащиеся могут спеть знакомые им темы произведе­ний Рахманинова и Шопена, не только сравнивая, но и сопоставляя их с му­зыкой прошлого и настоящего времени — народными и композиторскими пес­нями («Ты река ль моя, реченька», «Песня о России» В. Локтева, «Желание» Ф. Шопена и др.). Главное в этой части урока — формировать у школьников потребность в выразительном исполнении выученных песен, петь их всякий раз, «как на концерте». Пусть для учителя и учащихся станет насущной необ­ходимостью сделать исполнение вокальных и инструментальных сочинений вы­разительным, идущим «от сердца». Пусть девиз Д.Б. Кабалевского: «Каждый класс — хор!» станет реальностью массового музыкального образования.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
В 3-й четверти продолжается «путе­шествие» учащихся в музыкальный театр
571.82kb.
Московский академический музыкальный театр им
31.28kb.
Краткий музыкальный словарь для подготовки учащихся к техническому зачету по классу гитары
65.04kb.
Четыре четверти пути
173.21kb.
Закрепить и расширить ранее представление о понятии музыкальный фольклор
76.66kb.
Литературно-музыкальный салон «В словах и звуках вечный ключ сердец»
142.19kb.
Эжен Ионеско. Театр и антитеатр
739.91kb.
Внешнеполитическое положение казахских жузов в первой четверти XVIII в
29.79kb.
Исследовательская работа на тему: "Восприятие истории творческих отношений А. П. Чехова и О. Л. Книппер-Чеховой"
224.31kb.
Программа обучения по основам искусства кукольного театра является модифицированной. В ее основе лежат программы : Ф. З. Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол»
260.92kb.
Любите ли вы театр? Любите ли вы театр так, как мы — ученики, родители и педагоги нашей гимназии — любим его?
28.14kb.
«Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV вв.»
39.33kb.