gazya.ru страница 1
скачать файл

Ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста

О.Е. Гонцова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 32 города Белово”


В начальной школе обучение иностранному языку происходит успешно, если учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Восприимчивость слухового и артикуляционного аппарата ребенка этого возраста к новому, его имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера делают возможным и необходимым введение этого предмета в начальной школе.

Поскольку ребенок 7-8 лет не может воспринимать адекватно те абстрактные цели, которые ставят перед ним взрослые, все обучение строится как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребенка.

Основные положения, определяющие стратегию и тактику обучения иностранному языку в начальной школе, заключаются в овладении языком учащимися как средством общения, и это овладение происходит не только и не столько на основе имитации, а осознанно. Дети изучают иностранный язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом. Все речевые действия младших школьников направлены на решение коммуникативных задач и реализацию определенных целей и мотивов общения. Наиболее приближенно к психолого-физиологическим особенностям детей этого возраста создание мотива общения через игровую основу обучения.

Для ребенка игра – интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры.

Одним из видов игры, наиболее способствующих развитию коммуникативных способностей и обучающих социально адекватному поведению, является ролевая игра.

Несмотря на большое количество публикаций, посвященных теории ролевого общения, а также появление целого ряда учебников, построенных на основе речевых актов и широкого использования ролевых игр, многие вопросы не получили еще должного обоснования и однозначного решения, а в связи с тем, что обучение иностранному языку с начальной школы не стало до сих пор повсеместным, значению ролевой игры в обучении младших школьников уделялось недостаточно внимания. Нет, к сожалению, единства взглядов и относительно термина «ролевая игра». Некоторые авторы понимают под ролевой игрой разыгрывание коротких сценок, дискуссий на свободную тему, чтение по ролям, инсценирование текстов, постановку одноактных пьес, с чем вряд ли можно согласиться. Словарь практического психолога дает более приемлемое определение понятия ролевой игры: «Один из элементов психодрамы – исполнение ее участниками различных, значимых для них в реальной жизни ролей». Под психодрамой же в словаре понимается некое подобие импровизированной театральной постановки, моделирующей жизненно важные для участников ситуации.

Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранному языку показывает, что игра – явление полифункциональное. Во-первых, она приводит в действие механизм мотивации, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Во-вторых, ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, представляя собой в некотором роде упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры. Игра помогает вовлечь в активную деятельность даже самых застенчивых детей, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитываются самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, готовность включаться в различные виды деятельности, найти оптимальное решение в определенных условиях. И в этом аспекте речь идет о воспитательной функции ролевой игры. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует ребенка на планирование собственного речевого поведения, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию. Характеризуя детскую ролевую игру, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться только в одном типе деятельности – игровом. Такого рода противоречие характеризует и детей младшего школьного возраста в условиях обучения иностранному языку. Обеспечивая осуществление желаний ребенка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию. Реализация в учебном процессе всех пяти функций ролевой игры – мотивационно-побудительной, обучающей, воспитательной, ориентирующей и компенсаторной – определяет успешность обучения диалогической речи и иностранному языку в целом.

Данные выкладки справедливы для учащихся всех возрастов, в том числе и для младших школьников. В то же время у учащихся начальной школы есть свои особенности, определяющие подходы к организации ролевой игры как к средству развития у них навыков общения. В этом возрасте у детей существует преобладание ситуативной речи над контекстной, поскольку именно в ней реализуется потребность ребенка в живом общении в естественно-учебных и в специально создаваемых игровых ситуациях, отвечающих активной природе детей этого возраста. Кроме того, возраст детей обуславливает необходимость сделать процесс обучения более эмоциональным и разнообразным, а также более наглядным.

На первый взгляд, кажется, что нет никакой разницы в том, каким способом задается роль: словесно или наглядно. Но опыт работы в классах первой ступени обучения показывает, что наглядный персонаж, наделенный индивидуальными чертами, способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность. Поэтому в качестве таких персонажей я включаю кукол, отвечающих всем дидактически необходимым характеристикам. Каждая кукла имеет ярко выраженную внешность, одежду, подчеркивающую ее характер, они подвижны и эмоциональны (разумеется, в руках кукловода – учителя или ученика).

Игра с куклой – одна из разновидностей ролевой игры. Идея использования куклы, воплощающей определенные человеческие черты, заложена в учебниках последнего поколения (Щелкунчик, Буратино – учебник немецкого языка И.Л. Бим, Mr Neverexister – учебник английского языка В.П. Кузовлева). Опираясь на эту идею и активно используя куклу для организации ролевых игр в классе, учитель получает возможность более направленно и гибко мотивировать речь учащихся.

Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры, она обладает всеми ее свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке иностранного языка. Вместе с тем игра с куклой, как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности.

Кукла – неживая, и, как ни странно, в этом и заключается её сила, её притягательность для детей. Её можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку, ей можно дать отрицательную роль, наделить человеческими достоинствами и недостатками, характером, и кукла сможет выразить то, чего не способен выразить человек – обобщенный образ самого человека. Процесс оживления – превращения неживого в живое – кажется зрителям чудом. Эмоциональное воздействие куклы на маленького зрителя велико: тут и удивление, и радость, и открытие, и сосредоточенное внимание, желание не упустить ни малейшей детали. Опыт показывает, что исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность. Ролевая игра с куклой разнообразит занятия, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом, развитию коммуникативных навыков.

Кукла может выполнять на уроке следующие возможные функции:


  1. Кукла-маска

Кукла, особенно кукла-зверюшка, имеющая ясно выраженный характер, подходит для обучения диалогу-волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет повторение просьбы, приказа. Куклу можно поставить в ряд ситуаций, которые не всегда удобно предложить человеку, ей можно дать отрицательную роль. Так, «жадная» кукла утверждает, что в классе все принадлежит ей, а группа учеников восстанавливает справедливость. Возможна такая беседа:

Кукла: Это мой карандаш!

У.: Нет, это не твой карандаш, а Машин!

Кукла: Это мой класс!

У.: Нет, это не твой класс, это наш класс! и т.д.

При тренировке употребления модальных глаголов на «сцену» выходит рассеянная кукла, которая все забывает, путает, переспрашивает, поэтому учащиеся вынуждены объяснять ей по нескольку раз одно и то же (при этом проговаривается нужный текст), исправлять ошибки в речи куклы по содержанию.

2. Кукла – знак ситуации.

Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу-расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу?» и т.д. Ролевая игра во время диалога-расспроса организуется так: учащиеся садятся полукругом и сначала учитель, а затем ученики «знакомят» кукол друг с другом. Задача учащихся – после знакомства рассказать, что их кукла узнала о других куклах. В этой игре незнакомая кукла является одновременно и знаком ситуации, и маской. Ролевая игра со сменой партнеров - весьма эффективная форма работы, она разработана в Лаборатории интенсивных методов обучения иностранным языкам МГУ под руководством Г.А. Китайгородской.

Плохо одетая, растрепанная кукла, с пятном на щеке становится стимулом для диалога-волеизъявления: «Умойся, оденься, причешись» и т.д.

Кукла-хвастунишка провоцирует комбинацию диалогов. Сначала идет обмен мнениями: «Я думаю, она все умеет! – А я думаю, она не все умеет!». Затем диалог-расспрос и диалог-волеизъявление: «Ты умеешь читать? Прочти что-нибудь.»

3. Кукла – партнер, адресат речи.

Детям дается задание представить себя взрослыми, а кукол – своими детьми и объяснить куклам, как дойти до школы, как вести себя за столом и т.д. Если при обычной парной работе такого рода половине группы отводится роль пассивных слушателей, то с помощью куклы-партнера увеличивается индивидуальное время говорения вдвое.

Игра с куклой партнером психологически основана на человеческой и особенно ярко выраженной у детей способности общаться, не получая никакой вербальной реакции. Мы легко разговариваем с собакой, кошкой, другими животными и даже цветами. Часто можно видеть, как ребенок командует куклой, жалеет ее или отчитывает за что-то, как он один долго ведет сюжетные игры, попеременно говорит разными голосами то за себя, то за куклу, а иногда и за машину. По отношению к кукле ребенок всегда взрослый, компетентный человек. Играя во взрослого, ребенок учится быть взрослым: не опекаемым, а опекающим, не ведомым, а ведущим, принимающим решение, берущим на себя ответственность. Урок иностранного языка, как никакой другой урок, дает ребенку эту возможность и стимулирует его становление как личности.

4. Кукла – третье лицо, предмет разговора.

Игровые задания с куклой в этой функции таковы:

«Ваша кукла еще не умеет считать и решать задачи. Скажите об этом учительнице куклы и попросите у нее совета, как вам поступить»

«Вы отправляете куклу в детский лагерь, а директор лагеря сомневается, умеет ли она делать то, что и остальные дети. Расскажите ему о том, что кукла умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и т.д.»

«Вы пришли в магазин, чтобы купить кукле одежду. Поговорите с продавцом»

Игра с куклой, как и обычная ролевая игра, позволяет строить сюжетные цепочки заданий. Принцип их построения заимствован в уже упоминавшейся Лаборатории интенсивных методов обучения иностранным языкам МГУ у М.А. Майоровой.

Пример такой цепочки:

Кукла спрашивает – дети отвечают – кукла отвечает – дети воспроизводят вопросы куклы – кукла рассказывает обо всем, что запомнила – дети помогают кукле – дети воспроизводят рассказ куклы.

Итак, кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует таким образом развитию их коммуникативных навыков.

Своеобразие ролевых игр с куклами в том, что актеров можно скрыть от зрителя ширмой и в таком случае он общается с аудиторией лишь посредством куклы. Ширма позволяет даже самым скромным ученикам, которые стесняются принимать участие в ролевых играх, почувствовать себя актерами и раскрепоститься. Ширма снимает страх перед речевым актом, страх допустить ошибку, что очень важно, когда речь воспроизводится на иностранном языке.

Таким образом, использование ролевых игр с куклой открывает широчайшие возможности не только для практического применения иностранного языка, но и для многостороннего развития личности ребенка с любым уровнем речевой подготовки.



Ролевая игра с куклой является необычным видом деятельности, способствующим удовлетворению эмоционального голода учащихся младших классов. Работа по подготовке и проведению диалога с куклой самым положительным образом сказывается на активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд радостным, творческим и коллективным. Задача учителя, идущего на урок иностранного языка в начальную школу состоит в том, чтобы распространить тот положительный опыт, который несет в себе ролевая игра, на весь процесс обучения иностранному языку и на весь воспитательный процесс, осуществляемый на уроке. Обучая ребенка эффективно общаться, учитель иностранного языка вносит неоспоримый вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения.

Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.. Просвещение,1987.

  2. Гальскова Н.Д. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе. Иностранные языки в школе.-1994-№1.

  3. Завьялова А.Г. использование индивидуализированных персонажей для создания игровых ситуаций на начальном этапе обучения английскому языку. Иностранные языки в школе.-1983-№4.

  4. Леонтьев А.Н. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным языком. Иностранные языки в школе.-1975-№6.

  5. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. М., просвещение, 1991.

  6. Русина П.И. Обучение немецкому языку младших школьников. Иностранные языки в школе.- 2004-№2.

  7. Стронин Н.А. Обучающие игры на уроке иностранного языка. М., Просвещение, 1984.

  8. Шмаков С.А. Игра учащихся – феномен культуры. М., Просвещение, 1994.
скачать файл



Смотрите также:
В начальной школе обучение иностранному языку происходит успешно, если учитывать особенности детей младшего школьного возраста
96.08kb.
Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальной школы-детского сада «Родничок» Сарапульского района
2724.03kb.
Урок для детей младшего и среднего школьного возраста
93.4kb.
Научно-исследовательская работа Тема: Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения. Корягина Е. В. Студентка 4 курса
121.33kb.
Физминутки чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
58.88kb.
Программа по немецкому языку в начальной школе
5750.59kb.
Деловой иностранный язык
61.45kb.
Презентация Программы «Воспитание и образование детей младшего возраста в России»
70.82kb.
Литература для учащихся младшего школьного возраста Сказки. Приключения. Фантастика
57.18kb.
Развитие музыкальных способностей у детей младшего возраста
28.66kb.
В I квартале 2014 года (январь). Филологические науки. Художественная литература
242.03kb.
Обучение иностранному языку связывается в первую очередь с обучением правильному пониманию и употреблению лексики
79.02kb.