gazya.ru страница 1
скачать файл



УДК 066:001.89

Анализ проблем развития туристско-рекреационного комплекса

Республики Калмыкия

Блинков Денис Леонидович,

аспирант кафедры «Экономика и предпринимательство»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва,

den@abtaudit.ru
The author analyzes the development of tourist and recreational complex in the Republic of Kalmykia and discusses the potential of tourism development in the Republic. The article examines the positioning of tourist and recreational complex of the republic in the domestic market of tourist services.


В статье проанализированы основные проблемы развития туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия, дана характеристика потенциалу развития туризма в Республике Калмыкия. Поставлены задачи, решение которых позволит позиционировать туристско-рекреационный комплекс республики на внутреннем рынке туристических услуг.

Keywords: tourism, tourist and recreational complex, the Republic of Kalmykia

Ключевые слова: туризм, проблемы развития туристско-рекреационного комплекса, Республика Калмыкия
Калмыкия обладает туристским потенциалом, который до настоящего момента не востребован в полной мере. Историко-культурное и природное наследие калмыцкого народа, древние национальные традиции, народные промыслы, – все это способствует развитию таких видов туризма как деловой, культурно-познавательный, конфессионально-ознакомительный, экологический, конный, спортивный и другие. В Калмыкии уникальные памятники природы, заповедные места, богатая растительность и редкие птицы. Здесь пролегал Великий Шёлковый Путь, обитали хазары, строила города Золотая Орда, находятся остатки Сарай-Берке – второй столицы Золотой Орды. Здесь находится Великий Исторический Перекрёсток, географический центр Евро-Азиатского материка. Развитию туризма в Республике Калмыкия в немалой степени способствует выгодное географическое положение республики.

На текущем этапе развития экономики Республики Калмыкии особого внимания требует развитие туристской индустрии. Цель долгосрочной туристской стратегии – динамичное и сбалансированное развитие туристской отрасли, ориентированное на превращение ее в фактор ускорения процессов реконструкции и развития хозяйственного комплекса Республики Калмыкии, в устойчивый источник роста регионального валового продукта на основе перехода к более высоким формам сотрудничества, научно-технической и производственной кооперации, обмену услугами, переплетению капиталов, радикальному улучшению структуры и пропорций рыночного обмена с учетом формирования нового профиля туристской специализации региона, обеспечивающего максимизацию экономического эффекта, увеличение удельного веса предоставления туристских услуг, привлечения в туристскую отрасль передовых технологий, внешних и внутренних инвестиций.

Уровень использования туристско-рекреационного потенциала республики следует оценить как крайне низкий. В настоящее время используется менее 20% потенциала санаторно-курортного комплекса республики. Серьезным тормозом развития туризма и рекреационной сферы является недостаточная развитость социальной и транспортной инфраструктуры. Невысокий уровень обслуживания в этой сфере обусловлен острым дефицитом квалифицированных кадров.

Республика Калмыкия имеет широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристском обслуживании, внесения вклада в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма. Сохранение культурно-исторических ценностей, разнообразных природных и археологических памятников, богатого культурного наследия, ландшафтно-рекреационные ресурсов на территории Республики Калмыкии – первостепенная задача государства.

Необходимо наладить совместное участие государства и местного самоуправления в формировании и продвижении национального и регионального туристского продукта, в том числе в процессе разработки и реализации рекламно-информационных программ, издании каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции; проведении маркетинговых исследований; организации и проведения международных туристических выставок; организации информационных центров; проведении ознакомительных поездок для журналистов, организации презентаций туристических возможностей региона, формировании современной статистики туризма; организации международного сотрудничества и формирования базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры.

Обозначим спектр основных проблем, которые препятствуют развитию туризма в Республике Калмыкия.


Инфраструктурные проблемы. Для республики характерна относительно высокая обеспеченность базовыми инфраструктурами (сеть автодорог железнодорожный транспорт, сети по передаче и распределению электро- и теплоэнергии, телекоммуникационные сети и проч.). Однако инфраструктурные ограничения существуют и могут существенно снизить потенциал социально-экономического развития региона.

Автодороги: Все более резко снижается пропускная способность федеральных дорожных путей, особенно на подъезде к главным транспортным узлам. Сейчас большая половина грузовых перевозок между Ираном и Россией осуществляется автомобилями через Турцию с использованием переправы Трабзон–Сочи. Увеличивается роль авиакомпаний в авиаперевозках грузов между Россией и Ираном и государствами Персидского залива. Но эти пути не могут обеспечить потребность в грузоперевозках. Сейчас не приходится рассчитывать на возобновление перевозок с помощью железной дороги через территорию Азербайджана, Армении или Абхазии, Грузии. Железнодорожный транзит через Казахстан, Узбекистан и Татарстан в Иран очень денежно-затратный и длительный. Приоритетными направлениями в развитии структуры автодорог являются следующие:

1) создание автомагистралей и подходов к самым крупным транспортным узлам (речным и морским портам, аэропортам) в важнейших транспортных коридорах;

2) интеграция системы национальных автомагистралей в Азиатскую и Европейскую системы с обеспечением соответственного места России в международных перевозках;

3) обеспечение беспрерывного и безопасного движения средств транспортного обеспечения, а также учет природоохранных требований и условий безопасной экологии;

4) обеспечение соответствия продолжительности и пропускных способностей федеральной и территориальных систем автомобильных путей требованиям территориальной связанности и обороноспособности республики.

Основная цель функционирования автомобильного транспорта Республики Калмыкия должна состоять в обеспечении грузоперевозок с порта Лагань и в обратном направлении для обеспечения эффективности работы Трансконтинентального железнодорожно-морского тоннеля NOSTRAC ЕВРОПА–АЗИЯ, а вместе с этим уменьшение совокупных затрат народного хозяйства на автомобильные перевозки на базе использования качественных автодорог.

Главное направление в развитии сети автодорог в составе Трансконтинентального железнодорожно-морского коридора NOSTRAC ЕВРОПА-АЗИЯ – перестройка и реконструкция основных автомобильных путей по маршрутам: Астрахань-Элиста-Ставрополь, Автомагистраль «Каспий»; Лагань – Яндыки ; Элиста – Зунда-Толга – Арзгир; Артезиан –Улан-Хол – Зензели. Улучшение качества автодорог даст возможность сократить сроки перевозок, увеличить время использования автомашин и их запчастей, сократить затраты на перевозки.

После введения в эксплуатацию федеральной дороги на Минеральные Воды, проходящей через Калмыкию, организации национального туристско-развлекательного юртового комплекса «Джангарленд», туристического оздоровительного мини-комплекса «Бузга» транзит пассажироперевозок в республике возрастёт в 5 раз. Транзитный турист является потенциальным потребителем платных услуг и особенно услуг общепита и потребительского рынка.



Сети по передаче и распределению электро- и теплоэнергии. 9 июня 2007 года на XI Петербургском Международном экономическом форуме между Правительством Республики Калмыкия, АО «Фалкон Капитал», Чешским Экспортным банком, АО «ЧКД Новее Энерго» было подписано Соглашение о реализации инвестиционного проекта «Строительство ветряных электростанций на территории Республики Калмыкия». Целью настоящего проекта является строительство чешской компанией АО «Фалкон Капитал» ВЭС первоначальной мощностью 150 МВт.

Важность данного проекта для населения Республики Калмыкия трудно переоценить. Ввод в эксплуатацию ВЭС не только позволит довести до 100% долю собственной электроэнергии в общем объеме потребления Республики Калмыкия, но и выведет республику в экспортеры электрической энергии в соседние регионы. Не стоит забывать и о созданных рабочих местах – набор персонала для обслуживания ВЭС планируется осуществлять преимущественно из местных специалистов.



Отсутствие качественной системы водоснабжения населения. Республика Калмыкия является самым аридным и вододефицитным регионом Европейской части России. Используемые на территории республики водные ресурсы по своим качественным параметрам не соответствуют медико-биологическим нормам.

Вопросы водоснабжения Калмыкии и борьбы с опустыниванием обсуждались 10 марта на заседании Министерства сельского хозяйства России.

Первым вопросом обсуждалось завершение строительства Ики-Бурульского водопровода с подключением к Левокумскому месторождению, и в этой части финансирование открыто. В 2010 году планируется подведение водной магистрали к границам республики в районе п. Южный. По двум другим проблемам поддержка федерального центра также получена. Речь идет, в частности, о разработке второй очереди Генеральной схемы по борьбе с опустыниванием на 2013–2020 годы. Было принято решение о создании группы по ее разработке. Первый этап завершается в 2012 году, и к настоящему времени закреплено и обрабатывается 350 тыс. гектаров земли. Третий вопрос был связан с подачей воды из р. Волга в северные районы республики. На сегодняшний день для того, чтобы вода поступала из Волгоградской области в нужном объеме – порядка 260 млн кубометров на лиманное орошение в Малодербетовском районе, а также на межхозяйственные насосные станции в Октябрьском – необходимо более 19,5 млн руб. Глава Минсельхоза России пообещал помочь в решении данной проблемы.

Слабозаселенность территории. Республика Калмыкия – слабозаселённая территория, что порождает сложный комплекс транспортно-коммуникационных, инфраструктурных и в целом социально-экономических проблем. Плотность населения Республики Калмыкии – 3,8 человека на 1 кв. км, что меньше среднего показателя по России в 2,1 раза. Средний возраст населения – 34,5 года.

Миграционные процессы уменьшают общую численность населения, снижают трудовой и генеративный потенциал, потому что большая часть мигрантов – лица трудоспособного возраста. В Республике Калмыкия не хватает трудовых ресурсов.



Асинхронность и асимметричность развития районных муниципальных образований региона. Наиболее благополучной территорией республики остается г. Элиста, наименее – Ики-Бурульский район (в то же время этот район вместе с Лаганским является одним из лидеров по производству стеновых материалов). Глубокая неоднородность агроэколого-экономического пространства Республики Калмыкия, от плодородных земель на западе до опустыненных районов на востоке, определяет специализацию большей части предприятий в отраслях агропромышленного комплекса. Они сосредоточены в сельском хозяйстве в условиях непостоянного природно-географического фактора.

Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия связывается с реализацией пяти инвестиционных проектов, два из которых будут реализовываться в прибрежной зоне Каспийского моря – в г. Лагань и в Лаганском районе:

- туристический комплекс «Белое озеро» на озере Цаган-Нур в Октябрьском районе (Восточная зона) с созданием 50 мест единовременного размещения;

- туристический оздоровительный комплекс в с. Березовское Яшалтинского района (Западная зона) с созданием 100 мест единовременного размещения;

- национальный туристический комплекс «Джангарленд» в Ики-Бурульском районе (Юго-Западная зона) с созданием 120 мест единовременного размещения;

- организация круизной линии на Каспийском море в г. Лагань (Юго-Восточная зона);

- инженерное обустройство туристической базы «Магой» в урочище Магой Лаганского района Республики Калмыкия (Юго-Восточная зона).

Развитие туристического комплекса в Республике Калмыкия обусловлено историко-культурным и природным наследием калмыцкого народа, древними национальными традициями, народными промыслами – в Калмыкии развиваются такие виды туризма как культурно-познавательный, конфессионально-ознакомительный, экологический, конный, спортивный и другие. Однако небольшая протяженность непосредственно береговой линии и ее климатические и рельефные особенности не способствуют широкомасштабному развитию туризма в прикаспийской части республики. Имеющиеся на берегу моря два заповедника – «Морской бирючок» и «Каспийский», а также уникальный государственный биосферный заповедник «Черные земли» могут выступать объектами показа, но туристический поток чрезвычайно скуден. Оживлению этого потока могло бы способствовать создание морских круизных маршрутов, однако этому препятствует отсутствие в порту Лагань соответствующей инфраструктуры (нет пассажирского терминала, канала для прохождения судов морского типа, пр.).

Несмотря на очевидные позитивные тенденции последних лет, уровень использования туристско-рекреационного потенциала республики следует оценить как крайне низкий. В настоящее время используется менее 20% потенциала санаторно-курортного комплекса республики. Серьезным тормозом развития туризма и рекреационной сферы является недостаточная развитость социальной и транспортной инфраструктуры. Невысокий уровень обслуживания в этой сфере обусловлен острым дефицитом квалифицированных кадров.
Литература

1. Федеральная целевая программа «Юг России» (2008–2012 гг.).

2. Стратегия социального-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года (Дата обращения 10 мая 2010 г.)

3. http://www.kalmik.info/ (Дата обращения 10 мая 2010 г.)



4. http://www.bumbinorn.ru/2010/03/12/ (Дата обращения 10 мая 2010 г.)


скачать файл



Смотрите также:
В статье проанализированы основные проблемы развития туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия, дана характеристика потенциалу развития туризма в Республике Калмыкия
89.58kb.
Рассмотрены особенности развития и размещения сельского зеленого туризма в пределах регионов Украины. Указаны факторы, способствующие развитию туризма в Украине, среди которых выделены туристско-рекреационные ресурсы
92.11kb.
Устав фгу "Земельная кадастровая палата" по Республике Калмыкия
115.82kb.
О стадиях эволюции государства. Проблемы теории
539.62kb.
Программа создания и развития национального исследовательского университета информационных и оптических технологий
2812.9kb.
Памятк а о деловом стиле в одежде государственного гражданского служащего Республики Марий Эл в Министерстве экономического развития и торговли Республики Марий Эл
113.71kb.
По вопросам собственности, экономического развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в период весенней сессии 2013 года принято 10 законов Республики Саха (Якутия)
84.84kb.
Закон республики мордовия о стратегии социально-экономического развития республики мордовия до 2025 года
4862.69kb.
Павлов Вячеслав Цивильск 2007 Экологическая характеристика Цивильского района. Основные экологические проблемы
135.89kb.
Велотуризм один из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Велотуризм привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями и возможностью полноценного отдыха на природе
956.07kb.
Бразилия и другие страны Латинской Америки в мировой экономике Латинская Америка является регионом, ярко демонстрирующим проблемы догоняющего развития
423.72kb.
История развития энергетики и современное ее состояние 2 Краткий исторический очерк развития термодинамики 4 Развитие теплоэнергетики в Санкт-Петербурге 6 История развития тепловых сетей Москвы 9 5
125.88kb.