gazya.ru страница 1
скачать файл

Индивидуальная образовательная программа как средство реализации личностного потенциала лицеиста

Ваулина Инна Георгиевна, заместитель директора по научной работе МБОУ «Лицей №1» г. Березники Пермский край

В апреле 2012 года наш лицей отметил свое 20-летие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт. Сегодня, в условиях высокой конкуренции и новых требований времени, мы строим свою работу, бережно сохраняя традиции и используя современные подходы и технологии.

Для того, чтобы двигаться в будущее, мы должны ясно представлять его образ, который может быть многовариативным. Наши восьмиклассники начнут свою профессиональную деятельность в 2020 году. Старшеклассники чуть раньше. Продуктивный период жизни придется на 30-40-е годы 21 века. Каким оно будет? Мы можем спрогнозировать этот период, исходя из современных тенденций (ускоряющееся время, информационный бум, глобализация).

Взгляд в будущее и определяет наше настоящее.

В центре образовательного пространства лицея – личность ребенка, обладающая определенным потенциалом (набором качеств, характеристик, способностей).

Какими средствами и при каких условиях возможна максимальная реализация этого потенциала? Очевидно, что достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса.

Идея необходимости индивидуального подхода в обучении не является новой в педагогике. Еще Ян Амос Коменский, современник 17 века, на страницах своих трудов указал на необходимость сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-урочной системы. Вызовы времени – глобализация, информатизация, определили новое педагогическое мышление и новые педагогические технологии. Идея индивидуализации перенесла центр тяжести с дидактического на организационный или технологический.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения всегда являлся основополагающим в работе педагогов лицея. Сегодня, имея опыт, достижения мы понимаем, что высшим уровнем его реализации является разработка индивидуальной образовательной траектории ученика.

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся проходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям. [1]

Большинство авторов под персональным средством реализации личностного потенциала понимают индивидуальную образовательную программу (ИОП).

Коллектив лицея, вступая в новую фазу своего развития, переходит от «стадии поиска» эффективных моделей индивидуализации к «стадии внедрения и апробации». В 2011 году мы начали работать с индивидуальными образовательными программами.

Почему?


  1. Требования новых ФГОСов, которые предусматривают обучение по ИОП.

  2. Создание ведущими вузами проектов «Одаренные дети», в основе которых индивидуальная работа с талантливыми детьми.

  3. Большой опыт работы педагогов лицея с учащимися, имеющими повышенную познавательную мотивацию.

За последние шесть лет одиннадцать лицеистов стали участниками федерального этапа предметных олимпиад школьников. Из них шесть человек - в числе победителей и призеров. Один – трижды.

Высокие достижения учащихся стали возможны благодаря грамотной организации их подготовки. Педагоги лицея с самого основания широко используют технологию личностного ориентированного обучения. Индивидуальные занятия, консультации, индивидуальные планы, планы самоподготовки, разновозрастные группы – неполный перечень используемых средств обучения. Пять лет назад учителя кафедры русского языка и литературы начали эксперимент по выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий учащихся с выявленной предметной одаренностью. Можно смело утверждать, что эксперимент удался. Три года подряд команда лицея удерживает командное первенство на муниципальном уровне в олимпиаде по русскому языку. Наши лицеисты в числе победителей и призеров на краевом уровне, участники всероссийской олимпиады.

Инновационный подход был поддержан коллегами. Главным итогом стало понимание того, что стандарт образования может быть достигнут различными путями. Выбор пути зависит от конкретного обучающегося, а сама образовательная программа ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником образовательных результатов.

Проектируя ИОП, мы учитываем следующие требования:



ИОП должна:

  • соответствовать социальному заказу;

  • обеспечить возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;

  • соответствовать образовательным стандартам;

  • способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся;

  • способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей;

  • стимулировать использование более эффективных образовательных технологий.

Поэтому мы выделяем следующие главные элементы программы:

  1. Рефлексивный модуль.

  2. Цели и задачи образования на предстоящий период.

  3. Индивидуальный учебный план.

  4. План работы над исследовательской работой. Творческие работы, социальные практики, профессиональные пробы.

  5. Портфолио документов.

Подводя итог, можно отметить, что внедрение в образовательный процесс индивидуальных образовательных программ является современным эффективным средством раскрытия личностного потенциала ребенка и способствует достижению современных целей образования.
Библиографический список:

  1. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.
скачать файл



Смотрите также:
Ваулина Инна Георгиевна, заместитель директора по научной работе мбоу «Лицей №1» г. Березники Пермский край в апреле 2012 года наш лицей отметил свое 20-летие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт
40.79kb.
Кожомина Татьяна Анатольевна, учитель географии высшей категории мбоу «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургский район» 2012 год
90.02kb.
Кузнецова надежда георгиевна, дата рождения 14 июля 1979 года, образование среднее профессиональное, д/сад №162, воспитатель, место жительства Пермский край, Усольский муниципальный район, п
137.94kb.
Анализ работы мбоу кулешовской сош №16 за 2011-2012 учебный год. В 2011-2012 учебном году школа работала над реализацией II этапа(практического)программы развития «Формирование жизненных проектов школьников»
1467.7kb.
Поныровский историко-мемориальный музей Курской битвы хорошо известен жителям не только района, области но и далеко за ее пределами. В 2010 году он отметил свое 40-летие, а 2011 году музей поменял свой адрес
107.91kb.
Использование элементов театрализации на уроках английского языка
54.81kb.
Вознесенский Евгений Арнольдович профессор, доктор геолого-минералогических наук, член-корр. Раен, заместитель декана Геологического факультета мгу по научной работе, зам зав
101.13kb.
Сценарий, посвящённый празднику 8-е Марта
50.11kb.
Самохин Андрей Владимирович канд ист наук, заместитель директора по научно-методической работе Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, филиал
129.74kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 4 Экология баренц-региона
344.91kb.
Лицей в Ницце, два года до выпуска… Октябрь, начало занятий. В классе «новенький», и
3299.88kb.
Исследовательская работа выполнена ученицой 5А класса мбоу лицей №83 Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа рб уразаевой Ренаты
158.39kb.