gazya.ru страница 1
скачать файл

Гаврилова Оксана Николаевна

учитель технологии I категории

МОБУСОШ № 18 х. Родниковского

муниципального образования Новокубанский район


Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие

креативности учащихся общеобразовательной школы.
Аннотация. Рассматривается воздействие декоративно – прикладного искусства на творческую сферу личности ребенка, его важная роль при формировании у детей эстетического вкуса, стремления к самосовершенствованию.
В современном быстроменяющемся обществе наиболее ценным является готовность человека создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Данный запрос полностью соответствует теме моей статьи «Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие креативности учащихся общеобразовательной школы».

Рассматривая понятие «декоративно – прикладное искусство» можно отметить широкий спектр творческой деятельности в этом разделе искусства, его направленность на практическое употребление в повседневной жизни, что перекликается с составляющими понятия «креативность»: ЗАЧЕМ – ДЛЯ КОГО – КАК – ЧТО.

Произведения декоративно – прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

Доступность, свойственная декоративно-прикладному искусству, позволяет заниматься этим видом творчества, не смотря на талантливость и одаренность, многим детям. Следовательно, художественно – творческая деятельность, основанная на материале декоративно – прикладного искусства может выступать важным средством приобщения детей к декоративно – художественному творчеству и выступать источником развития их художественного интереса, художественно-творческой активности.

Занятия декоративно – прикладным творчеством как нельзя лучше подходят для развития креативности учащихся. Креативный процесс носит прагматический характер и создавая изделия ДПИ нужно ориентировать детей на конкретное изделие для конкретных целей.

Креативность вне творчества невозможна!

Творчество всегда первично и фундаментально, но в креативном продукте оно подчинено прагматической цели.

Креативный продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, в заранее предназначенном месте, картина, которая будет вызывать восторг у людей (выбранных заранее).

Так как же развивать креативность у учащихся общеобразовательной школы?

Еще вчера традиционная система образования опиралась в основном на логическое, однонаправленное мышление. Отступающее от логики, идущее в разных направлениях мышление, характеризующееся гораздо большей свободой, практически не развивалось, в то время как реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в жизни, в отличие от учебных задач, правильных однозначных решений не имеют. Наличие у человека креативности в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека. Считается, что изначально задатки креативности присущи каждому человеку. Но влияние среды, в которой он растёт, обучается, воспитывается, наличие множества запретов, социальных шаблонов блокируют проявление творческих способностей. Поэтому часто для того, чтобы дать позитивный толчок развитию креативности, достаточно освободить человека от психологических "зажимов", приобретённых ещё в детстве.

Считаю, что базой для создания такой «свободной» среды в образовательном процессе является метод проектов.

Так как именно этот метод удовлетворяет требованиям, которые необходимы для развития креативной личности? Это:



  • отсутствие правил, регламентирующих действия обучающихся, ход их мысли, пути познания;

  • предоставление обучающимся свободы и самостоятельности;

  • создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося в ходе активной поисковой деятельности;

  • отсутствие ограничений во времени, позволяющих создать свободную, непринуждённую атмосферу творчества.

Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.

Практика показывает, что на каждом этапе занятия ДПИ необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации, задания различной трудности и объема. Это позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Идея метода проекта – это направленность на результат, на изменение окружающей среды, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.

Особенность детско-юношеского проектирования в том, что учащиеся чувствуют себя свободнее в выборе тем, идей, решений, подходов, чем взрослые. Любой проект, должен быть доведен до логического конца, учащиеся должны пройти все этапы проектирования. Так как результат проектной деятельности является самым важным для молодежи, они должны почувствовать значимость своей идеи, своего проекта.


Заключение.

Успехи в декоративно – прикладном творчестве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.



Декоративно – прикладное творчество, воздействуя на личность ребенка, обогащает ее эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает  природные задатки детей. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей. В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.
Литература:

  1. Матвеев А. Креативность: мысли вслух // internet: http://www.arsvitae.ru/cgi-bin/cm/get_doc.fpl?doc_id=71.

  2. Карпенко С. В. Инструменты стимуляции креативности // internet: http://isarrfe.trainet.org/materials/practicum/ practicum2.shtml.

  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

  4. Долматов А. В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технология креативной педагогики. – СПб: ВУС, 1998. – 196 с.

  5. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. – МГТА, 2001. – 301 с.
скачать файл



Смотрите также:
Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие креативности учащихся общеобразовательной школы
52.55kb.
Мастера и подмастерья представили вниманию посетителей изделия народных ремесел и декоративно-прикладного искусства, которые они создавали в течение всего года
133kb.
Пояснительная записка Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
63.72kb.
Открытое занятие 01. 2012 тема: «Хохломская роспись. Зарисовка элементов композиции» цель
59.66kb.
И мастерство, и вдохновенье
842.28kb.
Специалист должен знать: основы народного и декоративно-прикладного искусства, особенности исполнения художественного изделия, технологии ведения декоративной работы
190.76kb.
1960 Михаил Рева родился в г. Керчь, Крым
34.29kb.
Палехская роспись как отражение исторических событий
59.97kb.
Учебный план первого класса мкоу мамонтовской основной общеобразовательной школы построен на основе фгос второго поколения и обеспечивает его реализацию
114.49kb.
Кто не путешествует, прочитывает в ней всего лишь страницу
222.4kb.
Положение о школьной форме и внешнем виде учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 муниципального образования город-курорт Геленджик
43.1kb.
Исторические корни прикладного искусства «patchwork» в Великобритании и «Лоскутного шитья» в России и их место в современной жизни
182.01kb.