gazya.ru страница 1
скачать файл

Горжусь профессией своей

За то, что душу человека согреваю,

За то, что я могу понять детей.

И детство вместе с ними проживаю.

Пусть отступают все сомненья прочь,

Уходят пусть тревога и забота.

Кусочек сердца людям отдавать,

Такая у психолога работа!
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Первая младшая группа (2-3 года)
        До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

        Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия   способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

         Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

                     Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

             Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

            Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют "рядом", но не "вместе". Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.

            Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и "разобрать на части" живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

           Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней. 



САМЫЕ ВАЖНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТ: 

  • наглядно-действенное мышление; 

  • интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами; 

  • речь находится в стадии формирования; 

  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния; 

  • внимание, память непроизвольны.

 Вторая младшая группа (3-4 года)

                    В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональная лабильность (подвижность) и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

                  Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они проходят через ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ - КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС "Я САМ!". В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое "Я хочу" и "Я буду", если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

                 Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.

               Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления, поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог может расширить собственный используемый словарный запас, но не должен требовать от 3-4-летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

 

САМЫЕ ВАЖНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДАННОГО ВОЗРАСТА:



  • мышление ребенка носит наглядно-образный характер;

  • внимание, память, мышление остаются непроизвольными;

  • речь находится в стадии формирования;

  • ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.  

Средняя группа (4-5 лет)  

 

               На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.



              Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

             Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.

              Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

              Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление". В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

 

САМЫЕ ВАЖНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДАННОГО ВОЗРАСТА:

 


  • мышление носит наглядно-образный характер;

  • дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.


Старшая группа (5-6 лет)

        В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.

        К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

             Содействует общему психическому развитию активизация ВООБРАЖЕНИЯ. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение -  это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

              Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

              Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

              В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

 

САМЫЕ ВАЖНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДАННОГО ВОЗРАСТА:



  • ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

  • ведущее значение приобретает развитие воображения.

Кризис трех лет


Очень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
Наглядно представить это себе достаточно трудно, потому что все мы, взрослые люди, обладаем ощущением своего собственного «я» и полагаем, что иначе и быть не может. Тем не менее ребенок раннего возраста еще лишен этого ощущения. Он сам не отделяет тех чувств и желаний, которые у него возникают, от внешних причин, их вызвавших. Действительность для него гораздо более «текуча», более изменчива, чем для нас. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке.
Тем более трудно малышу осознать отдельной личностью себя. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице, беседуют с собой, как с посторонним: уговаривают, ругают, благодарят.

Осознание себя происходит обычно к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ведь он овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. И он начинает мало-помалу понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Дай мне куклу», «Я бегаю», «Возьми меня с собой».


Да, малыш как бы отделяет себя от других людей. Он осознает собственные (возросшие!) возможности. Это приводит к тому, что он начинает иначе относиться к взрослым,- Он начинает сравнивать себя с ними. Он хочет быть таким, как взрослые, выполнять те же действия, обладать той же независимостью, самостоятельностью. Мальчик трех лет заявляет: «Когда я выясту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы. Я буду пливозить (привозить) вам тойт (торт). Я буду сажать Киюшу на шкаф. Я буду писать и читать большие книжки».

Но хотя мальчик говорит о будущем, это вовсе не означает, что он намерен терпеливо ждать, пока на самом деле вырастет. Нет, его слова выражают по сути желание немедленно стать «большим». Как вы помните из вводных глав, это желание наиболее ярко выливается в неукротимое порой стремление к самостоятельности, в противопоставление своих желаний требованиям взрослых. Так и возникает кризис трех лет.


В этот период, который длится обычно несколько месяцев (и протекает у разных детей, конечно, по-разному), мы испытываем значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваемся с его упрямством, негативизмом. Дети не только протестуют на каждом шагу против нашей излишней (по их мнению) опеки, но и специально проделывают вещи, которые заведомо запрещены.
Перед сверстниками и «посторонними» взрослыми малыш свою независимость не демонстрирует.
Когда мы говорим о негативизме, то имеем в виду не обычное непослушание (с этим мы сталкивались все время, пока ребенок рос, — в разных дозах, разумеется). Мы зовем ребенка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает то, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое. Чтобы возникло непослушание, необходимо, для начала как минимум, чтобы желание ребенка не совпало с требованием взрослого.
Если же перед нами проявление негативизма, то обычно совершенно неважно, в чем заключаются наши требования и каковы подлинные желания малыша. Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: «Иди, катайся». На это наш негативист отвечает: «Не пойду». Почему он отказывается? В голосе матери он уловил повелительные нотки. Мать предлагает снова, и он снова отказывается, начиная при этом плакать — кататься-то хочется! Но, оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.
Так же не всегда связана с желаниями малыша и такая черта, появляющаяся в его поведении, как упрямство. Упрямство не будем путать с настойчивостью, которую он мог проявлять «с первых дней», например он мог всеми средствами добиваться игрушки, которую ему почему-либо не давали. Своеобразие упрямства вот в чем: малыш настаивает на своем не потому, что ему так уж сильно хочется этого, а потому, что он этого потребовал. Как же теперь отступиться!
Попробуем здесь провести некоторую аналогию с упрямством взрослого человека. Мы ведь не склонны рассматривать эту черту характера как свидетельство силы личности. Наоборот, скорее всего приходится подозревать, что упрямство у взрослого человека маскирует его неуверенность в себе — он не верит в свою внутреннюю силу, полагает, что и другие не очень-то верят, и вот избирает далеко не лучший способ выглядеть сильным и в своих глазах, и в глазах окружающих.
Слабость же личности ребенка — вещь вполне закономерная. Поэтому его упрямство можно рассматривать как своеобразную защитную реакцию против влияния взрослых. Это же относится и к негативизму. Только если негативисту все равно, что делать, лишь бы наоборот, то упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает.
По сути дела, и негативизм, и упрямство мы должны рассматривать как явления если уж не желательные, то во всяком случае закономерные, нормальные в известных пределах. Но, бывает, кризис заходит слишком далеко — и мы наблюдаем то, что Л.С.Выготский назвал строптивостью, определив ее как «бунт против норм воспитания, установленных для ребенка, против всего образа жизни».
Острота кризиса 3-х лет поэтому прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохранению их в течение всего детства (а то и позже!). Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку большей самостоятельности обычно смягчает кризис.
Разумеется, родители должны помнить при этом, что определить меру возможностей малыша — это задача взрослых, а не самого ребенка; полагаться на его самооценку было бы неправильно. Притязания ребенка «быть как взрослый» слишком велики, чтобы они могли быть осуществлены на самом деле. Для удовлетворения их есть только одна форма, форма игры. В раннем возрасте началось овладение этой деятельностью.

 

Скоро в первый класс!



До 1 сентября остается не так уж много времени: еще несколько месяцев - и ваш малыш станет первоклассником, вступив в новую эпоху своей жизни. Как же помочь будущему ученику подготовиться к новой жизни, чтобы первая же неделя сентября не отвратила его от школы и от учебы?

        Основной вопрос, который волнует всех родителей: какими знаниями должен обладать ребенок, поступая в первый класс. Необходимым минимумом считается знание букв и цифр, умение читать простые слоги и двусложные слова ("мама" – это минимум, "рыбка" – высший пилотаж), решать простейшие задачки на сложение-вычитание ("Мама испекла пять пирожков, три ты съел, сколько осталось?"), подкрепляя решение этих задачек действием с палочками. И большего не нужно!

        Гораздо важнее психологическая и физическая готовность к школе. Нужно, чтобы ребенок хотел идти в первый класс. И он должен осознавать, что школа – это не продолжение детского садика. Он должен хотеть учиться! Поэтому в беседах о будущем важно подчеркивать именно учебный фактор: "Ты узнаешь много нового, научишься читать/считать/писать быстро/точно/красиво!". Пока на вопрос "Что ты будешь делать в школе?" ребенок отвечает "Играть с ребятами", – он не готов к обучению!

        Что же могут сделать внимательные родители, чтобы помочь своему чаду подготовиться к учебному году в первом классе?

        Поиграйте с ним в школу. Пусть игрушки пойдут учиться в первый класс, рассядутся за импровизированные парты, а умненький Буратино станет их учителем. В игре вы сможете объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет (это важно!), что делать на перемене. Наверняка вы занимаетесь подготовкой к школе – читаете, пишете, рисуете. Так включите эту подготовку в игру про школу. Пятнадцатиминутные "уроки" будут чередоваться с пятиминутными "переменами".

        Пришло время выделить рабочее место для занятий вашего первоклассника. Ему нужен личный письменный стол с хорошим освещением и настольной лампой. Также понадобится место для учебников и книг. Пусть ребенок знает, что на столе должен быть порядок, и за этот порядок ответственен только он.

        Если на лето ваше чадо уедет к бабушке, на дачу, на море, будет лучше, если в середине августа он уже вернется домой. Важно перейти на "школьный режим дня" за пару недель до начала настоящего учебного года. Поднимайте дитя в то время, когда он будет вставать в течение года, кормите его завтраком и отправляйтесь на прогулку до школы. Изучите маршрут – это важно и для ребенка, чтобы он знал путь домой, и для вас. Вы рассчитаете, сколько времени будет занимать у вас дорога. К тому же, если вы знаете, что не сможете забирать или отводить вашего ученика, у вас будет возможность "прорепетировать" самостоятельное хождение вашего взрослого малыша по маршруту "дом-школа". Обязательно уделите внимание вопросам поведения на улице, правилам дорожного движения!

        Хорошо бы познакомить ребенка с его учительницей. В двадцатых числах августа учителя-"первоклассники" обычно уже выходят из отпусков. Тогда первого сентября среди моря новых лиц ваш ребенок безошибочно выделит свою "вторую маму".

        Подготовьте одежду, в которой ваш малыш будет ходить в первый класс. Пусть потренируется одеваться-раздеваться самостоятельно. Особенно это касается обуви и "сменки". Начните приучать к тому, чтобы одежду и портфель ребенок готовил с вечера.

        На родительском собрании вам наверняка скажут, что именно нужно купить к учебному году – у каждой школы свои требования. Где-то закупают централизованно, а родители лишь сдают деньги. Где-то выдают список, и каждая семья покупает для ученика первого класса необходимое.

        Научите своего почти первоклассника складывать вещи в портфель, открывать-закрывать его, а также – как носить.

        Не забудьте о физической нагрузке. Может быть, пришло время ввести в ваше утро совместную зарядку? И для вас полезно, и у ребенка выработаются здоровые привычки на всю жизнь! Побольше гуляйте вместе. Заодно поищите в округе спортивные секции, которые ученик первого класса сможет посещать в учебном году. Это не должна быть серьезная спортивная подготовка – лишь средство для отдыха и разрядки. Имеет смысл посетить врачей – терапевта и стоматолога. Потом на это не будет ни времени, ни сил, ни желания.



        И самое важное – приучайте дитя к самостоятельности. Пусть он приготовит завтрак всей семье (заодно вы научите его рецептам простейших блюд). А днем, когда вы будете играть в школу, не забудь о домашнем задании, которое ваш играющий ученик будет выполнять после полдника. Пусть это будут простейшие задания для первого класса, вроде нарисовать домик. Важно, что он будет делать это самостоятельно, уделяя время и силы только этой задаче.

        В последние дни августа устройте праздник. Сходите с ребенком в зоопарк, в театр, в парк – отметьте начало новой, школьной жизни, попрощайтесь с детсадовским прошлым. Последние недели перед школой должны дать отличный старт новой жизни. Ведь когда пройдет первая эйфория от перемен и начнутся трудовые будни, для ребенка важно не потерять задора, желания учиться и ходить в школу
скачать файл



Смотрите также:
Возрастные психологические особенности дошкольников
157.49kb.
Нормальные эхографические особенности структуры молочных желез в различные возрастные периоды, при беременности и лактации
138.19kb.
Литература 21 Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
216.2kb.
Психологические аспекты влияния сми
347.51kb.
"Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников в условиях разновозрастной группы"
65.8kb.
Психологические защитные механизмы
239.15kb.
2. Выявление причин формирования конфликтной личности: учение Э. Фромма об агрессии
239.15kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 07 02 – отечественная история Тема Древняя Русь IX –1-ой половины XII i вв
521.8kb.
"Образ Бабы Яги"
33.63kb.
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
859.46kb.
Возможности создание благоприятных условий для детей при подготовке к школе, сокращение периода адаптации дошкольников, повышение мотивированности к учению
77.41kb.
Особенности передачи художественных образов и особенности перевода произведений Агаты Кристи
232.65kb.