gazya.ru страница 1
скачать файл







Евгений Мартынов

Я ПРИРОДУ ЛЮБЛЮ
ТАНКЕТКИ

(по Верницкому)



СОЦИУМ

ОТ УМА

БУДЬ ЗДОРОВ

АВТОРОВ

Я ЛЮБЛЮ

ПРИРОДУ

Евгений Мартынов




_________________

Евгений Мартынов


ТАНКЕТКИ
ПО ВЕРНИЦКОМУ

Зеленогорск

2010

_______________



БББК 84(«Рос=Рус) 6

М 29
Мартынов Е.А.

Танкетки – Омск:

«Вариант-Омск», 2010. – … с.


На обложке –

графика художника Владимира Гайдукова.

БББК 84 («РОС = Рус) 6

С Мартынов Е.А., автор, 2010

С «Вариант-Омск», 2010
___________________
ПОРТРЕТ АВТОРА (на полстраницы)
Евгений Александрович Мартынов – автор прозы (2 романа и повесть) и 35-и сборников поэзии (из них пятнадцать – трёхстиший-хайку и пр. малых форм). Печатался в антологиях поэзии закрытых городов, Красноярского края и многих других коллективных сборниках; в журналах «Сибирские огни», «ДЕНЬ и НОЧЬ»… Член союза российских писателей.
_____________________

ОТ АВТОРА



1.
СЛОВО

ВЕРНИЦКОМУ:



ТАНКЕТКИ

Алексей Верницкий

В этом тексте я описываю новую сверхкраткую твердую форму


(которую я называю танкетками).

1. Танкетки: определение

Я хотел бы ввести в обиход русской поэзии сверхкраткую твердую форму, описываемую следующими правилами:



  • текст состоит из шести слогов;

  • текст состоит из двух строк;

  • слоги расположены по строкам так: либо 3 в каждой строке, либо 2 в первой строке и 4 во второй строке;

  • текст содержит не больше пяти слов;

  • текст не содержит знаков препинания.

Я буду называть такие стихотворения танкетками, по аналогии со хорошо известной краткой твердой формой - танка.

Вот два примера танкеток.

Лицо
Ареал сна

Не живи
В голове

(Все примеры танкеток в этой статье - мои, если не указано обратное.)

Определение танкеток сформулировано мной на основе моих размышлений о дзен-буддистской практике медитации в процессе написания хайку. Мне казалось, что форма хайку не подходит для спокойной медитации русскоязычному поэту (или читателю) из-за жестко связанных с ней экзотических ассоциаций (едва скажешь: "хайку" - сразу видишь перед глазами бамбуковые зонтики). Экспериментальным путем я подобрал правила, которые, по моему мнению, позволяют создать медитативный русскоязычный текст. Позвольте мне привести пару слов в обоснование каждого из этих правил.

Требование определенного числа слогов я обосновал на убеждении, существующем в дзен-буддизме, что простой счет помогает медитации. Я экспериментировал с разным числом слогов, и длина текста в шесть слогов показалась мне наиболее медитативной.

Требование двух строк, которые либо равны по длине, либо первая из которых чуть короче второй, показалось мне важным, потому что разбиение на строки (выражаемое паузами в произношении) является важнейшим признаком поэзии. Длина строк выбрана так, чтобы возникал диалог между строками, например,

· чтобы первая строка выглядела как реплика, а вторая - как следующая или ответная реплика;

· либо чтобы первая строка выглядела как название понятия, а вторая - как определение или пояснение к этому названию;

· либо чтобы первая строка выглядела как одно наблюдение, а вторая - как следующее наблюдение;

· либо чтобы первая строка выглядела как начало реплики, а вторая - как конец реплики, меняющая и конкретизирующая смысл первой части.

Например:

Спаси нас


Спасибо
(Юрий Цаплин)

Латынь
Арка утра


Гуси
Платан в плюще


Хорошо
Смерти нет

Любые другие варианты распределения слогов по строкам, кроме 3+3 и 2+4, по моему мнению, не способствуют медитации, поскольку редко укладываются в описанные выше медитативные варианты развития текста от первой ко второй строке. Мне кажется, например, что в первом из следующих двух примеров интонация развивается от первой ко второй строке с некоторым раздражением или возбуждением, а во втором - с определенной степенью безразличия, способствующей медитации.

Нет
Я не сисадмин


Нет я
Не сисадмин

Другая причина, почему я решил ограничиться только двумя вариантами распределения слогов по строкам, 3+3 и 2+4, это потому что я хотел сделать эту форму твердой, поскольку твердость формы является одним из условий медитации.

Требование того, что текст не должен содержать больше пяти слов, происходит из моего наблюдения, что при большем количестве слов медитативность теряется из-за вмешивающихся стилевых ассоциаций, например:

Шел вдруг встал
В шелк рук сталь
(фрагмент из Маяковского)

Кто б так


Не в бровь а в глаз

В случае с танкетками мы можем говорить о явлениях "квантовой просодии": когда две не обладающих "поэтической массой" трехсложных строки сталкиваются и сливаются, их комбинация - танкетка - имеет ненулевую "поэтическую массу".

Как известно, есть правила написания хайку, регулирующие их тематику и то, как наблюдение должно развиваться от одной строки к следующей; предполагается, что следование этим правилам позволит написать медитативный текст. Я постарался ввести в определение танкеток формальные ограничения, которые, по моему мнению, способствуют медитативности. Я хотел бы описать медитативный эффект танкеток с помощью следующей метафоры. Представьте себе реальность обычного дня, текущую мощным широким потоком сквозь человека. В какой-то момент этот человек сочиняет танкетку о сиюминутной реальности (или читает или вспоминает подходящую танкетку). В этот момент реальность оказывается протянутой сквозь эту танкетку, как поток песка в песочных часах - сквозь их узкое горлышко. До момента танкетки реальность течет широким потоком, и так же после, но в сам этот момент весь

динамический поток реальности помещается в этих шести слогах как в трубе или как в оправе.

Описанному эффекту способствует краткость танкеток. Танкетка в три раза короче, чем хайку - поэтому ее можно сочинить на ходу. Благодаря этому, каждая прогулка на работу или поездка в метро могут стать поводом к написанию танкетки и соответствующей благотворной медитации.

Возможно, имеет смысл говорить о написании танкеток-экспромтов на заданную тему, которые могут объединяться в циклы, как, например, в следующем коротком примере.

Мой рот
Дыра в лице

Ее рот
Бабочка

Определение танкеток вызывает многочисленные вопросы, которые можно будет начать обсуждать только тогда, когда разные поэты начнут писать танкетки.

Один из них - с какими существующими формами будут ассоциироваться танкетки у читателя? Как я уже сказал, я специально выбрал форму танкетки так, чтобы она мерцала между существующими формами, не вызывая прямых ассоциаций ни с одной из них. Посмотрите на этот пример:

Покойся
Милый прах
(фрагмент из Карамзина)

С одной стороны, такая танкетка пытается соединиться в сознании читателя в одну строку, чтобы привычно прочитаться как ямбическая строка. Но, с другой стороны, этому соединению в одну строку противодействует другой поэтический стереотип - привычное разбиение на строки примерно одинаковой длины, к тому же синтаксически оправданное.

Однако когда поэты начнут писать танкетки, они могут начать писать свои танкетки, тяготея к какой-то форме, поддающейся описанию в традиционных поэтических терминах (например, может оказаться, что большинство танкеток будет написано в две амфибрахических строки).

Другой вопрос - сколько в принципе можно написать танкеток? Давайте сделаем грубую прикидку. Предположим, что в русском языке десять тысяч слов, каждое из трех слогов. Таким образом, танкетка - это два слова. Поэтический эффект не достигается при сочетании любого слова с любым; предположим, что лишь один процент сочетаний двух слов несет в себе нечто поэтическое. Следовательно, существует один процент от десяти тысяч в квадрате танкеток, то есть миллион танкеток. Если какой-нибудь сумасшедший плодовитый поэт будет писать по сто танкеток в день, то он напишет их все через тридцать лет. Однако это совсем не то употребление, которое я хотел бы для танкеток - как я уже сказал, я сформулировал определение танкеток в первую очередь для того, чтобы облегчить медитацию во время написания (и чтения).



3. Танкетки: опрос

Я провел опрос в одном литературном форуме в Интернете, прося оценить поэтические достоинства сорока коротких

поэтических текстов (двустиший и одностиший), среди которых часть была танкетками. Было получено сорок ответов. Результаты опроса были обработаны с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Из этих результатов следуют по крайней мере два вывода (есть и другие интересные выводы, но о них в следующий раз):


  • Танкетки, несмотря на свою краткость, в среднем нравятся читателям так же (не больше и не меньше), как и более длинные однострочные и двустрочные тексты (длиной 8-16 слогов).

Говоря о том, что танкетки в среднем нравятся читателям так же, как не-танкетки, следует отметить, что разброс между мнениями отдельных читателей оказался неожиданно широк. Танкетки не являются оценочно-нейтральной формой: есть читатели, которым танкетки нравятся в среднем намного сильнее, чем не-танкетки, а есть, наоборот, читатели, которым танкетки нравятся в среднем намного меньше, чем не-танкетки. (Если этот вывод кажется вам слишком сложным, то его можно пояснить таким примером. Это аналогично тому, что

  • некоторым людям в среднем намного больше нравятся традиционные стихи, чем верлибр, а некоторым - наоборот.)

Отсюда следует, что танкетки достойны того, чтобы развивать именно их, осознанно и в противопоставлении с другими короткими твердыми формами.

Сайт-страница открывалась с 02.04.03 — 25.04.10 2256 раз.



2.

УХВАТКИ
Евгений Мартынов
…В конце шестидесятых и начале семидесятых – ездил по четвергам на электричке из г. Бердска в Новосибирск (36 км.), и в течение четырёх лет был слушателем литературного объединения поэта Ильи Фонякова. Там я и осваивал азы версификации, – стихи равносложные силлабические и силлабо-тонические, а так же, отличающиеся от них, верлибры и, какие-то там, хайку и танку. Всё это было в диковинку и страшно интересно!..
О «Востоке», о своей концепции написания трёхстиший и пятистиший типа хайку и танка.
Примерно 45 лет тому назад меня поразила лаконичность и смысловая ёмкость этих крохотных поэтических форм (в переводе с японского Веры Марковой).
Начиная с 1969 года, стал практиковать и эти маленькие формы, чаще – трёхстишья — 5-7-5 слогов в строке и, реже, пятистишья — 5-7-5-7-7 слогов в строке.

И вдруг, как-то, давно, в 80е годы, мне пришла в голову мысль провести экстраполяцию этого японского метода и… вот что, графически (пока – только о графике), вышло:

«Рамки» метода, естественно, расширились.

Выявились (в дополнение к традиционным их трёхстишьям и пятистишьям) новые формы:

Применительно к хайку – 1-3-1; 3-5-3; 5-7-5; 7-9-7; 9-11-9;

Применительно к танку – 1-3-1-3-3; 3-5-3-5-5; 5-7-5-7-7; 7-9-7-9-9; 9-11-9-11-11.

(Подчёркнуты традиционные).

Дальнейшее «расширение» и, тем более, «сужение», видимо, смысла не имеет.

Похоже, что я, практикуя эти новые формы, не выбиваюсь из традиционной японской системы нечётных чисел. Я всего лишь провёл экстраполяцию метода и практикую в этом, уже теперь расширенном диапазоне возможностей. Первые три формы этих мизерных трёхстиший я называю «ухватками».
См. «НА ПОРОГЕ 21 ВЕКА» Всеросийский автобиографический ежегодник» Москва 2004
3.
Уважаемый читатель, я не намерен выяснять «кто чего стоит». А попросту, приняв предложенную Алексеем Верницким «сверхкраткую твердую форму», за возможный вариант поэтического отражения действительности, стал её практиковать наравне с предложенными мною формами…

Беря во внимание то, что Алексей выставляет основным постулатом для введения в обиход русской поэзии своей «сверхкраткой твердой формы» дзен-буддистскоую

практику медитации в процессе написания вещицы, и мой опыт по образованию малых форм, решил, что из всех тем бытия для медитации более прочих пригодны темы общения с Природой… – отсюда и эта книжица: «Я ПРИРОДУ ЛЮБЛЮ».

Счастливого плавания.


Автор.

_____________________________

ТАНКЕТКИ

Евгений Мартынов


______________

НУДА-ЖИМ


ИЗ СКВАЖИН

ВЕСНА

АМУР


ТЕЛЕГРАММУ
ПОЭТ

ОН НЕ ГЛУХАРЬ


ВЕСНА

БРЕЗЖИМ РЫЖИМ


РАСКРЫЛИСЬ

ВСЕ ШИШКИ


ПОДНЯЛ

С ПОЧВЫ ДНЯ

КРЫК ДУШИ

ВОРОНА
ТАЙГА

НЕОБЪЯТНА
ПОЛНА

БЕРЕМЕННА


ЖИЗНЬ ОХ

ЗАВАРУХА


НО ПАХАТЬ

НЕ ЕХАТЬ
ВО ЧАДА

ВОЛЧАТА

ГНЁЗДЫШКО



ВЬЮ ЖУЛАН
ВНАКЛАДКУ

КУКУШКА
САЯН КАН* * – приток Енисея

ТРОНУЛСЯ
ЕЛЬ ПОТОК

ПОВОЛОК
СКАЛОЛАЗ

И ЛОЗА
ФУФАЙКУ

НЕ СНИМАЙ


О ГОМОНУ

ТО К НАМ
ПЛЮС КОСЯК

ПОРОСЯТ
ОСТРОГ

ОСТОРОЖНЫЙ




ЛЕТО

ПУХ ВИХРЕМ

ПРЕВЫШЕН
ЗНОЙ ВО

ЧИСТОМ ПОЛЕ


СВЕЖИЕ

МЕЖИ ЕСТЬ


ДЫБЬ СТРАДЫ

СЕНОКОС
ОСА-ТО

ПОЛОСАТА
ШУСТРЫЫЙ ЖУК

ОСВЕЖУ
ТУЗ ГРУЗДЬ ЧЕРВЬ

КАЗНАЧЕЙ
НА

ВЕЛОСИПЕДЕ


С ПЕДАЛИ

НА ПЕДАЛЬ


СВЯТОЙ

ЛЮБОЙ ЦВЕТОК


О ЧЁМ ЛАДА

МЕЧТА
ЕЙ ВЕНОК

КОСВЕННО
И ВЕТЕР

ПРИВЕТЛИВ


КОВЫЛЬ

БЕСТОЛКОВЫЙ


ГРИБЫ

ПОЛОМНИКИ


ВЕТЕР

ВЕРХОВОЙ ВЕЙ* * – деяние, действие (антоним увэй )


ВСЁ РЕЗВЕЙ

ТВИСТ ВЕТВЕЙ


ОСА

ПРОНОСИТСЯ


ВВЕРХ ЛЕЗЕМ

ВО ГРЁЗЫ
СКАЛА

НАТКНУЛСЯ
В СПАЛЬНИК

СДВИГ В ПУХОВИК

ПОЛОВНИК

ПОХЛЁБКА
ПОД ДОЖДЁМ

ПОДОЖДЁМ
МЫ ДЫМ

ПОБУДИЛИ
ДЕНЬ НОЧЬ

ЗВЁЗДЫ МОГУТ
НОЧНАЯ

ТИШИНА
МЫСЛЬ И

МЕТЕОРИТ
МЕТЕОРИТ

СМЕРТЕН
ЗВЁЗД

ПОХОЛОДАЛО
ОПАЛ

ГЛАГОЛА РИТМ


ТУЧА

ЗВЁЗДЫ ПРЯЧЕТ


ТЕПЛА НЕТ

НОЧЬ ЗВЁЗДЫ


ДАР КОРЕНЬ

ПРИДУМАЛ
КАН БЛЕСК ВСПЛЕСК

ХАРИУСА
ЗНОЙ ЛЫВЫ

УСОХЛИ
ПОДВИЖЕН

ХРИП ВИХРЯ
ГОЛАЯ

СОЛОМА
И ГРОМ

ОБРАЗОВАН
ВИХРЯ ХОД

В ОХОТКУ
ВИХРЬ

ВЫХВАТЫВАТЕЛЬ
СТРАНСТВИЕ

ВИХРЬ МЫТАРЬ


ПРАВДЫ

ВИХРИ КРИВДЫ


ЧУ ГРОМ

ВЕДРОМ

ВИХРИ

ПОПУТНОЕ
ДОЖДЬ МОКРО



КОМАР КРЫЖ
БЛЕСК ГРОМА

ЗАЛОМЫ
ГРОЗА

ВОШЛА В АЗАРТ
В ЗАРОСЛИ

ВОДОСЛИВ
ЛЯГУШКА

ГОЛАЯ
ЖАБА

УЖ И ЛУЖИ

МГНОВЕНЬЯ

ПОЛЗНОВЕНЬЯ


ТЕПЛЫНЬ ДОЖДЬ

ЛЕЗЕТ ГРУЗДЬ


ГРУЗДЕЙ ВЗВЕСЬ

УЗДЕЧКА
КРУЖАТСЯ

ДЕРЕВЬЯ
ВОТ ОНО

ЯБЛОКО
КОСТЁР

ПРО РЕЧЬ ПРОБЛЕМ
ВСПЛЕСКИ

ВНЕ СЛОВ ВЕСЛО


БОТ В ИШИМ

РАЗРЕШИМ
ЖИЗНЬ ПЛЁС

ВПРИЖИМ СТРИЖИ
БАРЖА

ПЛОСКОДОНКА


ГРЕБНОЙ ВИНТ

КОРТАВИТ
ПИРС БОТ ТЫК

ТРОС КНЕХТЫ
ВЕТЕР ЯХТ

В ОБЬЯТЬЯХ


ШТОРМ-ТО

ЧТО-ТО ТОГО


ШТОРМ ЧТО

ПОДЕЛАЕШЬ


МНОГО ЯХТ

В НИЗОВЬЯХ


ЖИЗНЬ КАДРИЛЬ

ОДНАКО
БРИЗ МАЧТЫ

ЗАМАШКИ
ЧТО ВОЛНЫ

ДОСАДЫ
ВОЛНЫ

ПРОИЗВОЛА
АКУЛА В

АТАКУ
ЕСТЬ ПОСЫЛ –

ЩУПАЛЬЦЫ
БАТИСКАФ

НАТИСКА
ОСЕНЬ

ИЗВОЛИЛ


НА ВОЛЮ
ЕСЛИ ДА

ТО КУДА
КОТ ПО

ЖЕЛАНИЮ
ДОРОСТЁТ

ДО ТИГРА
СЫПЯТСЯ

ВОРОБЬИ
ТУЗИК

ЭНТУЗИАСТ


ЛИСТЬЯ

ВОСПЫЛАЛИ


СТЕКЛЮ

АЛМАЗ СКРИПИТ


ТУРМАН ТРЮК

ПОСМОТРЮ
ПАСУТСЯ

ГОЛУБИ
Я ЧАЙ ПЬЮ

ЛОВЛЮ КАЙФ


ОМУТ

СПОСОБНОСТЕЙ


ВЗВИНТИЛ

И ПОМОЛЧИ


ЧАСЫ МОЛ

ЧАКАЮТ
СТАРУШКИ

ВРАСКАЧКУ
КОРМА

ЗНАКОМАЯ


ВОТ ЭТО

И ЕСТЬ ТО


КЕНТАВР

НА ПАКЕТЕ


МИР ГУЛКИЙ

ПРОГУЛКИ
СТОЯ СПЯТ

СТО ОПЯТ
МАК-ЗЕРНО

МИЗЕРНО
СТОЙ И ЖУЙ

КОРОВА
ПО ФИГУРЕ

И СТИЛЬ
ХИ-ХИ ДВОР

КУРДОНЕР
КРЫЛАТЫЕ

ОКНА
ГРОХАЛИ С

ГОРОХА
ЩЁЛК КНУТОМ

ЩЁЛКНУТО
НАЯТЬ

ВСЕЛЕННАЯ
ОДНАКО

СЫЧ ВАРНАК


НЕТ ВАРНАК

ТОРНАДО
НИВ МНОГО

У БОГА
ДУША

РАДУЕТСЯ
ПРОСТО БЫТЬ

НАДО БЫ
ЧАСТУШКА

ВСПЛЕСНУЛАСЬ


НУ ЕЁ

ВОЛНУЕТ
ДЕВУШКИ



БАБУШКИ
А ЧАДУ

УДАЧА
ВОССОЗДАЮ

ГОМОН
НА ЮГ



ВЫЖИДАЮТ
ПОЛИГОН

ПОЛАГАЛ
ЭЙ ВЫ

ЖУРАВУШКИ


ДАЛЁКО ЛИ

КЛИНОМ
ЖУРАВЛИ

КЛИНОПИСЬ
ЖУРНАЛИСТ

ЗАШОРЕН
ВОТ КОЛОТ

ПО КЕДРУ
ГРОХНУЛ ТОТ

ТОТ РУХНУЛ


О ЮГ

РОМАНТИКА


И ЛЁН МЯЛ

ВО ВРЕМЯ


ОХ ОНА

БЕЛЕНА
СТЕПЬ ЛИСА

СТЕЛИТСЯ
БРОНЗОВА

ЛИ СОВА
В КОКОНЕ

СПОКОЙНО
ЗИМА

ПУСТЬ ПУРГА

ПУГАЛА
ИНЕЙ БРЕД

В ДЕКАБРЕ


САМОВАР

МУЖИЧОК
ЖИВИ

ТАРАКАШКА
ПОЛАТИ

ГОВОРЯТ
НОЧЬ ВОЛЧЬЯ

СТАЯ ВОЙ
ЗУБОВ ЧАК

НАТОЩАК
ПОЗЁМКА

ВЬЁТ СВОЁ
ВЬЮГА

АТАКУЕТ
ЖИЗНЬ СЕ ЧЁТ

И НЕЧЕТ
И ВРАЧИ

СТАРЕЮТ
ЛАТЫНЬ

ВОН ИЗ МОДЫ
НУ ЛОХ

НА ОЧКИ СЕЛ


УМ ОХ

СУМАТОХА


ВЗВЕСЬ

ОДИНОЧЕСТВА


ГИРЛЯНДА

РОЗМЫСЛОВ


ХРАМ СВЕЧИ

ВЕЩИЕ
СВЕЧИ

ОПОЛЧЕНЦЫ

РОЖДЕСТВО

ХРАМ БОЖИЙ
БАК БИЧА

ДОБЫЧА
БОСЯК

БЕЗ ВСЯКОГО
ГДЕ ЛОМ-ТО

УТОПИЛ
БАСНЯ


ВОЛК ЛИСА

ХВАЛИТСЯ
КРЫЖ

ЛИТЕРАТОРЫ Ж

ВСЁ ЭТО

ИЗБЫТО
__________________

СОДЕРЖАНИЕ


ТАНКЕТКИ……………


ВЕСНА………………………………..


ЛЕТО………………………………………
ОСЕНЬ……………………………………..
ЗИМА…………………………………….

______________________


Танкетки

Редактор Е.А. Казанцев


Технический редактор Л. П. Синдирева
_________________
Подписано к печати……

Формат бумаги 60х84, 1/ 32.

Печать оперативная.

Гарнитура TIMES NEW ROMAN

Печ. л. … Тираж 100 экз.
Издательство «Вариант-Омск»

644043, г. Омск, ул. Фрунзе 1 корп. 3. оф. 13



Тел. /факс: 211- 600
скачать файл



Смотрите также:
Я природу люблю
232.22kb.
Я житель городской, но люблю жизнь деревенскую. Люблю домашних животных, которые живут в деревне. Особое предпочтение отдаю Буренке. Особенно люблю крупных пятнистых коров
24.09kb.
Самое главное быть предельно внимательным к человеку, серьезным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми
201.4kb.
Вопросы по спецкурсу проф. Перминов В. Я
51.2kb.
«Люблю тебя, мой Татарстан» (брйн-ринг ко Дню Конституции рт)
190.93kb.
Рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Что я люблю»
170.16kb.
«Люблю тебя, мой край родной»
73.14kb.
Мир един и подчиняется единым законам
448.23kb.
Конкурс для 1-4 классов «Люблю тебя, моя Россия!» Задачами
41.63kb.
Почему я люблю twinings?
32.78kb.
Постоянные читатели журнала наверняка помнят публикацию журнального варианта книги В. И
604.06kb.
Германовой Ольге Михайловне
13.43kb.