gazya.ru страница 1
скачать файл

Приложение 1

Заключительный урок-путешествие по «Родному краю» в 6-м классе.

Тема урока: « Искали жизнь свободную…»
Цели.


  • Проверить знание учащимися истории возникновения родного села, материала о его первых жителях, о происхождении названия села и его улиц, о хозяйственной деятельности и быте первых жителей села.

  • Развивать умения применять полученные знания на уроках географии, истории, биологии, литературы.

  • Воспитывать интерес к изучению истории своего села, его жителей и их хозяйственной деятельности; чувство гордости за родное село.

Оборудование. Карта Амурской области, Константиновского района, кораблики на магнитах, игровое поле, раздаточный материал с заданиями, трафареты для тестов.

Подготовительная работа.

  • Поиск краеведческого материала.

  • Подбор стихов и песен.

  • Изготовление рисунков и плакатов для оформления.

  • Проведение анкетирования учащихся школы о значимости знаний о своем селе в их жизни.

Сценарий урока.
Ведущий. Землепроходцы пришли босые,

Топором прорубая путь.

Не забудь их, моя Россия,

Добрым именем помянуть! (Петр Комаров).



Поярков. Один из учащихся выступает в роли Пояркова. Он сидит за столом и гусиным пером быстро пишет, проговаривая в слух то, что пишет.

«Государь! На Амуре «живут люди многие сидячие, хлебные и скотные. Сеют у них 6 хлебов разных: ячмень, овес, просо, коноплю, гречу, горох, а скот у них: лошади и коровы, и бараны, и свиньи много, и куры есть… Те землицы людны, и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и те реки рыбны, и его государевым людям в той землице хлебной скудности ни в чем не будет».

Письменный голова Василий Поярков. Лето, 1646 года.

Ведущий. С чего начинается Родина? Для нас – с великой и многоводной реки Амур. По ту сторону реки – чужая земля, по другую – наша родная. Здесь, на нашей стороне, и начинается для нас наша отчизна, наша Родина- мать. Все тут дорого сердцу русскому: … и степные просторы с цветущими саранками, и бесчисленные «окна озер», и вязкие топи и мари. И черные полосы вспаханной целины.

Учитель. Ребята, вы завершили изучение своего села. Сегодня, на последнем уроке, я предлагаю вам совершить заочное путешествие по страничкам истории нашего села. На чем же мы отправимся в путь по реке времени? Я предлагаю на лодках. У каждой пары-команды будет лодка своего цвета. Итак, лодки на старте. Кто же из вас окажется первым в этом путешествии?

На доске располагается игровое поле с дорожками, по которым будет двигаться каждая команда, с указанием этапов путешествия и лодками разного цвета на магнитиках. В ходе урока учитель передвигает лодки на то расстояние, которое соответствует набранным баллам.

Этап 1. Исторический. Наше село уже существует более 100 лет. Давно нет в живых первых поселенцев, которые проложили в селе первые улицы. Но в народе сохранились старинные названия улиц. Вам предстоит решить кроссворд, в котором «спрятаны» эти названия. (4 балла)
Этап 1. Разгадай кроссворд «Улицы села».
















4










1























































2

















































3














































  1. Улица, располагавшаяся на окраине села, где водилось много зайцев.

  2. Центральная улица села.

  3. Улица, названная в честь одного из первопоселенцев.

  4. Улица, располагавшаяся на левом берегу реки.

Ответы: 1- Ушкановка; 2- Красновка; 3- Абросимовка; 4- Сахалин.
Этап 2. Покажи меня. Первопоселенцы были крестьянами, поэтому и остановили свой выбор места жительства на берегу реки, где располагались плодородные почвы. На втором этапе нашего путешествия вам предстоит установить соответствие между видами почв и их характеристиками, т.е. показать, как хорошо вы знакомы с почвами села.


Вид почвы

Характеристика почвы

1. Лугово-черноземовидная

А. Почва плодородная, но во время дождей часто заливается водой. Используется под огороды и сенокосы.

2. Лугово-бурая

Б. Самая плодородная и занимающая самые большие площади в селе. Используется под пашни.

3. Торфяная

В. Почва располагается там, где растет или рос лес, занимает небольшие площади и мало плодородная. Используется под огороды.

4. Пойменная

Г. Почва сильно увлажненная и мало плодородная. Используется только под сенокосы.

1 - ___ , 2 - ___, 3 - ___, 4 - ___ .

Ответы: 1- Б, 2- В, 3- Г, 4- А. (4 балла)
Этап 3. Узнай меня. Человек в погоне за высоким урожаем распахивал все новые земли вокруг села. Сегодня лесная растительность продолжает сокращаться, но все же в селе можно встретить разнообразные деревья. Вам нужно узнать растения, представленные на рисунках.

1 2 3 4 5 6 7


Ответы: 1- Дуб; 2- Лимонник; 3- Береза; 4- Боярышник; 5- Лещина; 6- Липа; 7- Дикая яблоня. (7 баллов)

Этап 4. Заповедный.

Все вы, я думаю, любите бывать на природе, где поют птицы, плещутся в реке рыбы, пестреют ярким ковром цветы. Но ведь среди многообразия растений и животных встречаются и такие, которые находятся на грани исчезновения.

По краткому описанию вам предстоит назвать охраняемые растения и животных нашего села.


  1. На берегах водоемов нашего района часто можно встретить плоды причудливой формы. Они черные и напоминают мордочку с рожками. Еще в народе его зовут чилим, но правильное его название – трапа, или рогульник. Это растение больших паводков не боится. На водной глади хорошо видны розетки его листьев. В растение цветет невзрачными белыми цветками. Плоды его вначале зеленовато-бурые, к осени чернеют и падают на дно. Рожки плодов имеют шипы, которыми прочно цепляются за дно водоема. Это ценное растение для жизни водоемов. Заросли его поглощают гнилостные запахи, оздоровляют воздух, привлекают рыбу обилием корма и препятствуют размножению личинок комаров. Плоды используют в медицине, а у народов Юго-Восточной Азии, Индии и Италии даже в пищу. (Водяной орех.)

  2. Это самая интересная птица наших степных просторов. Яркая окраска самцов делает их заметными на фоне луговой растительности. Эти птицы были сильно истреблены, но благодаря срочно принятым мерам, численность птиц удалось восстановить. Хотя эта птица обитатель полей, но часто её можно встретить возле жилья человека. (Фазан).

  3. Это травянистое растение можно встретить на влажном лугу. На зеленом ковре хорошо видны его фиолетовые цветы. По легенде он впервые зацвел миллионы лет назад в Юго-Восточной Азии. Цветок был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только звери, птицы и насекомые, но и вода с ветром, которые разнесли созревшие семена чудо цветка по всей земле. Это растение широко используется для украшения садов и парков, в парфюмерии и косметике. (Касатик (ирис) мечевидный).

  4. По-научному это растение называется туфелька Киприды. Его крупные розово-фиолетовые цветы с широкими листьями можно встретить на лесных полянах и под пологом деревьев. Проросток его семени долго развивается под землей, но и появившись на свет, растение зацветает только на 14-18 год. Из-за быстрого освоения территории и массового сбора в букеты этот вид растений заметно сокращается. (Башмачок крупноцветковый)


Этап 5. Этнический. Наше село немногочисленное, но по соседству стоят дома представителей разных национальностей. Каждый из народов вносит что-то свое в жизнь села. Но первоначально наиболее многочисленным был один народ. Расставьте в кроссворде правильно названия народов, живущих в селе, и в вертикальном столбце вы узнаете, представителей какого народа больше всего живет в нашем селе.

Внеси в клетки кроссворда названия народов, живущих в селе, и по вертикали прочтешь название самого многочисленного народа твоего села.


















































































































































































































Слова для кроссворда: армяне, чуваши, белорусы, башкиры, мордва, украинцы.

Ответ: русские (6 баллов) Время нужно ограничить.
Этап 6. Эрудит. Ребята! А вы знаете, что несколько лет назад к нам из Америки пришло письмо от православного священника. Его звали Николай Бродяной. Еще в тридцатые годы его совсем маленьким родители вывезли сначала в Китай, а потом в США. Он оказывается родом из нашего села Крестовоздвиженка! Сколько лет прошло, а село наше помнит. Он в письме писал, что село наше в то время было очень богатым и интересуется, что у нас в селе сейчас происходит, как мы живем. Давайте ответим ему, ведь за год мы узнали многое о нашем селе. Нет, вам не придется ничего сочинять. Я хочу вас обрадовать, что письмо уже давно составлено, но отправить его мы не можем. В компьютер, где оно лежало, проник вирус и уничтожил некоторые части письма. Давайте попробуем их восстановить. Вы должны, работая всей командой, дописать исчезнувшие строчки.
Наше село в 2003 г. отметило ______ лет со дня своего образования.

Сейчас в селе живет ____ человек, но численность населения постоянно ________.

Долгое время в селе существовал колхоз «_____________».

В селе есть промышленное предприятие, которое изготавливает __________.



Главная улица села называется ________________, по ней проходит дорога, ведущая в областной центр город ____________________. Наша речка Уртуй стала ___________. Жители живут очень ______________.

Ответы: 130, 1100, уменьшается, «Родина», колбасу, Ленина, Благовещенск, мелкой, бедно. (9 баллов)
Этап 7. Дальше-дальше… (блицтурнир). Для выполнения этого задания вам предстоит выполнить тест.

  1. Наше село возникло в: а)1750г.; б) 1873 г.; в) 1912г.

  2. Первыми поселенцами были: а) казаки, б) крестьяне, в) солдаты.

  3. Первоначально село называлось: а) Нижний Уртуй, б) Красновка, в) Петровка.

  4. Первопоселенцы прибыли из губернии: а) Тульской, б) Орловской, в) Полтавской.

  5. Первая улица села называлась: а) Абросимовка; б) Красновка, в) Ушкановка.

  6. В селе имеются полезные ископаемые: а) песок, б) уголь, в) золото.

  7. Село расположено в природной зоне: а) лес, б) тундра, в) степь.

  8. Село расположено на равнине: а) Зейско-Буреинской,

б) Амурско-Зейской, в) Верхнезейской.

  1. В селе больше всего проживает: а) русских, б) белорусов, в) армян.

  2. По отношению к Константиновке наше село расположено: а) на юге, б) на западе, в) на севере.

Ответы: 1)б, 2)б, 3) а, 4) в, 5)а, 6) а, 7)в, 8)а, 9)а, 10)в. (10 баллов)
Этап 8. Художественный. Вам было задано домашнее задание, сочинить стих или нарисовать рисунок о нашем селе, которые мы отправим в далекую Америку. Сейчас вам предстоит защитить свое творческое задание. (5 баллов)

Подведение итогов урока- путешествия. Определение победителей, награждение.
скачать файл



Смотрите также:
Заключительный урок-путешествие по «Родному краю» в 6-м классе. Тема урока: «Искали жизнь свободную…»
99.55kb.
Урок в школе в День славянской письменности и культуры в 5 «в» классе мбоу
56.04kb.
Интегрированный урок по немецкому языку и литературе в 9 классе тема урока: Жизнь и творчество И. В. Гёте. Взаимодействие слова и музыки в лирике поэта
84.79kb.
Урок: окружающий мир 2 класс тема: Про воду… ( Урок-путешествие) Цель урока: ознакомить детей с мерами по охране водоемов от загрязнения
44.85kb.
Урок в 11 «б» классе. Тема: Музыка. Французская песня. Музыкальная гостиная. Le salon musical
53.25kb.
Урок по модели «Культуротворческая школа» Тема: «Путешествие в космос» Тип урока: интегрированный
98.67kb.
Урок-путешествие в страну «Глаголию». Урок русского языка в 6 классе с презентацией в Power Point
37.8kb.
Конспект урока истории в 7 классе Тема «Как учились на Руси…». Тип урока : проблемный урок изучения нового материала; практическое занятие
224.4kb.
Урок литературного чтения во 2 классе. (по программе «Школа России») Тема урока: В. А. Осеева. Волшебное слово
40.98kb.
Интегрированный урок с межпредметными связями Цель урока: познакомить учащихся с физическими свойствами воды, строением молекулы
116.57kb.
Урок «Окружающий мир» 2 класс По теме: Достопримечательности родного края
201.87kb.
Конспект открытого урока природоведения в 5 «Б» классе Тема урока: «Как возникла современная биология?» Цели урока: Продолжить формирования знания о биологии
74.49kb.