«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

Эколог Шевченко рассказал о новом разливе мазута в Краснодарском крае

ЕПЕлена ПетроваОбозревательВ Анапе начался шторм, которого боялись. Мазут из затонувшего танкера в Черном море так и не откачали, и теперь новое пятно движется в сторону Анапы или Крыма, как говорят экологи. Но, когда мазут выбросит на пляжи Анапы и Витязево, убирать его будет некому.

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

На Анапу идет новое мазутное пятно

В администрации Краснодарского края опять переполох. На Тамань и Темрюк движется новое мазутное пятно, сообщил губернатор Вениамин Кондратьев. «Вторая серия эпопеи с танкерами» принесет на пляжи черноморского побережья 900 т мазута. С прошлого декабря из аварийных танкеров в море попало 1,3 млн т. Получается, что ущерб от новой волны выбросов может оказаться сопоставимым с первым.

Местные активисты опубликовали новые спутниковые снимки с места аварии «Волгонефти-212» и «Волгонефти-239». Из бункера затонувшего танкера активно течет мазут.

«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

«Начиная с середины октября истечение нефтепродуктов усилилось, о чем свидетельствуют более широкие и протяженные шлейфы на поверхности. Это увеличивает вероятность выноса мазута на пляжи, однако решающее значение будут иметь направление и сила ветра», — пишет местный блогер Озаровский.

Причина нового этапа экологической катастрофы известна и участникам совещания в Краснодаре, в число которых входили глава МЧС Куренков и руководитель Росприроднадзора Радионова. Лето прошло, а мазут из аварийных танкеров так и не был откачан.

— Было два танкера. Они разломились на четыре обломка. Один обломок, по счастью, прибило к берегу. Из него худо-бедно откачали мазут, распилили и вывезли. А те обломки, которые лежат в воде, к ним так и не приступили. То есть какие-то водолазы работали, какие-то косметические меры предпринимали. Но надо же было что-то сделать для откачки из затонувших обломков. Этого ничего не было сделано. Другое дело, что старались затоптать информационно, что все нормально, — рассказал «Новым Известиям» эколог Дмитрий Шевченко.

«Течь продолжается, ее никто не заделывал»

Выбросы мазута в Черном море продолжаются весь год, говорит эколог Шевченко. В сентябре он был на пляже недалеко от Соленого озера:

— Выкинуло достаточно много мазута, много неубранных последствий зимней ликвидации. Много мусора, много мешков с песком, из которых делали прибрежные валы. Их все уже ветром растрепало, все лежит, никому не интересно убирать. Я видел собственными глазами. Но это старые выбросы, хотя были и жидкие фракции.

Новое мазутное пятно — это то, что поднялось со дна моря. Из затонувшего танкера топливо вытекало и зимой, и весной, но не так интенсивно, потому что вода была холодной. В августе–сентябре она прогрелась до глубины. Мазут снова стал жидким, он начал подниматься на поверхность моря.

Читайте также:  «Будет девочка» — из-за гендер-пати в Армении пострадал водопад

— Какой объем мазута еще остался?

— Сложно сказать. Вряд ли кто-то сможет назвать точные цифры. Я думаю, как минимум половина из того, что перевозили танкеры, еще осталась.

«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

«Угадай, где выбросит в следующий раз»

Единственное отличие новых выбросов мазута в том, что он поступает на поверхность в загустевшем виде. Образуются так называемые куклы — мазут перемешивается с водорослями и ракушками. Это и хорошо, и плохо. Весь предыдущий период волонтеры и государственные службы боролись с мазутной пленкой. «Куклы» собирать проще, и такого массового загрязнения, как весной 2025 года, не будет.

Но есть и другая особенность.

— Это другая стадия, не будет масштабных загрязнений на десятки километров, но локально будет выкидывать достаточно много. И это будет игра: угадай, где выбросит в следующий раз. Все зависит от ветров, течений. Осенью это сложно прогнозировать. Может и Крым задеть достаточно хорошо. А с галечных пляжей убирать намного сложнее и дороже, чем с песка, — говорит Дмитрий Шевченко.

Если мазут в этот раз вынесет в Крым, мало не покажется. Зимой 2025 года «повезло», что выброс пришелся на Анапу. С песка можно собирать и техникой, и лопатами. Если прибьет к крымским галечным пляжам, ситуация ухудшится многократно.

— Если пропитывается галька, ничего не сделаешь. Только закрывать пляжи на какое-то количество лет, пока это не разложится естественным образом. Продолжительность зависит и от температуры, и от объема выброса. В любом случае это годы. Несколько теплых сезонов как минимум должно пройти. Это же делают бактерии, а они активны в теплой воде, — поясняет эколог.

Что мешало властям начать откачку мазута летом, когда море не штормило, не знает никто. Сейчас, когда наступил сезон штормов, сделать ничего нельзя. Мазут неизбежно будет выбрасывать на берег, а МЧС будет доблестно собирать его на берегу. Если хватит сил.

«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

«Волонтеров сняли с довольствия»

Сейчас в Анапе и Витязево начали рыть новый защитный вал из песка и надеяться, что на этот раз их пляжи пронесет. Потому что убирать мазут будет некому. Волонтерам больше не оплачивают проживание и питание, поэтому люди разъехались по домам.

— Сейчас остались люди, которые тратят свои деньги и то, что получают в результате краудфандинга. Государство уже к осени всех разогнало. Штабы в Анапе закрыли к лету. Была целенаправленная политика: хватит вольницы, отправляйтесь все по домам, не надо нам баламутить в курортный сезон. А тут начало опять выбрасывать… — говорит эколог.

О том, что обломки танкеров надо бы поднять со дна, разговора не было. Дмитрий Шевченко не видел ни одного сообщения о том, чтобы такой вопрос поднимался перед МЧС или руководством Министерства транспорта, чтобы губернатор обивал пороги МЧС или Минтранса и ставил этот вопрос. Местные власти волновало только одно — будет ли курортный сезон. Поэтому, вместо того чтобы решить проблему, они «затаптывают информационную составляющую», считает Шевченко.

Читайте также:  Парламент Болгарии лишил президента права назначать руководителей спецслужб

«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

Туристический сезон: информационная составляющая не помогла

Как и любой курортный город, Анапа и побережье живут летом. В этом году его не было, пляжи оставались закрытыми. Потери особенно ощутимы были в высокий сезон, хотя и май с сентябрем не порадовали, говорит вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.

— Насколько упала летняя загрузка?

— 50% в среднем. Я думаю, что на 30% она упала в низкий сезон, а в высокий сезон — процентов на 60. В среднем мы оцениваем падение на 50%.

Цены в Анапе тоже снижались. Те отдыхающие, которые приехали, несмотря на мазут, заплатили в среднем на 35-40% меньше, чем в предыдущем году. Сейчас бронирование идет каждый день, но едут туда не москвичи.

— Понятно, что из Москвы мы не поедем на школьные каникулы. Хотя сейчас открылся аэропорт в Краснодаре, можно добраться достаточно быстро. Загрузка есть, но в основном она обеспечена жителями Краснодарского края и Ростовской области. По сравнению с 2024 годом она сейчас всего процентов на 10-15 хуже. На краях сезона она выше, чем в центре, — поясняет эксперт.

Новая мазутная опасность не прибавит туристов даже в низкий сезон. На 2026 год бронирование тоже минимальное. Это связано с тем, что Роспотребнадзор не открыл пляжи.

«Половина мазута в трюмах, волонтеров разогнали». На Анапу движется новое пятно

Что будет с побережьем Краснодарского края?

Сейчас местные власти заново выстраивают 18 км защитного вала на пляжах Анапы и Темрюка. Если будут значительные выбросы, собирать мазут придется опять всем миром.

Мазут продолжает оставаться на дне морском и загрязнять акваторию.

Арбитражный суд Краснодарского края признал вину владельцев танкеров и присудил им оплатить штраф 85 млрд рублей. При этом 99% расходов на ликвидацию разлива мазута оплатили страховые компании, а не виновники экологической катастрофы. И теперь вопрос: если мазутное загрязнение продолжится, кто будет оплачивать новую ликвидацию? Деньги-то уже потрачены.

То, что владельцы танкеров не смогут никогда заплатить штраф, ясно всем. Суд лишил их права собственности на затонувшее судно, но кому нужна развалина на дне морском?

Эколог Шевченко считает, что получится как всегда:

— Сейчас возобновились выбросы. Волонтеров опять будут сосвистывать по всей стране, потому что сами не будут справляться никак? Вот такие управленцы.